В нынешнем году Ивановка отметила 170-летие. Говорят, праздник удался на славу. Впрочем, любой праздник для села – это лишь редкий проблеск между трудовыми буднями. В отличие от городов, здесь люди могут рассчитывать исключительно на собственные силы. В той же Ивановке, в которой живет примерно 900 человек, нет ни одного крупного сельскохозяйственного предприятия, землю обрабатывают исключительно фермеры. По меркам Министерства финансов данный населенный пункт считается богатым. Бюджет села – полмиллиона гривен. Средств хватает только на зарплату и платежи за энергоносители. Еще 26 тысяч изымается – деньги, которые могли пойти на развитие, оказываются в огромном котле государственного бюджета.
В Ивановке председатель Ивановского сельского совета Петр Бурак живет с 1991 года. Сначала работал водителем, потом – землеустроителем. Ну а после ему доверили главную должность в селе.
«В первый раз меня выбрали сельским головой в 1998 году. Потом еще трижды переизбирали. Иногда шучу, что работаю с прошлого века. Даже с прошлого тысячелетия, – смеется Петр Альбертович. – Когда в первый раз шел на выборы, думал, здесь – куча денег, сейчас все вместе сделаем… Нет, оказывается, все совсем не так».
Школа
Детсад в селе закрыли – низкая наполняемость. Сейчас планируют открыть одну или две детсадовские группы в школе. В самой же школе сейчас учатся 75 детей, хотя рассчитана она на 600 учащихся.
– Может так случиться, что и школа попадет под «оптимизацию»? – спрашиваю у сельского головы, а сам задумываюсь, как же сильно изменилось значение слова «оптимизация» за последние пару лет.
«Пока директор школы на своем месте, пока я здесь, мы будем стараться, чтобы нашу школу не закрыли. Если же закроют школы в соседних селах, то мы готовы принимать оттуда детей. В соседних школах чуть-чуть лучше с наполняемостью, но по оснащению, отоплению, воде, компьютеризации – у нас лучше», – заверяет Петр Альбертович.
Вода
Недавно для школы пробурили скважину, поставили фильтровальную станцию. Вода, добываемая из недр земли, оказалась чище и полезнее, чем минералка, купленная в магазине. Хватает ее и для школьников, и для учителей, и на технические нужды. Если бы воду можно было продавать – в выигрыше оказались бы все.
Питьевая вода – одна из главных проблем села. Централизованного водопровода здесь нет, воду из колодцев пить нельзя. Жителям продают воду по 50 копеек за литр. Это при том, что пить или готовить на ней еду – не рекомендуется.
Теоретически «школьная» скважина позволяет реализовывать 500-600 литров чистой воды. Практически же это едва ли возможно. «Просто раздавать людям – нельзя, продавать – тоже нельзя. На содержание скважины нужно 12 тысяч гривен в год. Если бы брали с людей по 20 копеек за литр, нам бы хватало и на текущий ремонт в школе, и на содержание скважины. Но нет, нельзя – бюджетная организация не может заниматься хозяйственной деятельностью. Вопрос передачи в аренду также не урегулирован», — сетует Петр Бурак.
Больница
В отличие от населения многих других сел, жителям Ивановки не приходится ехать на автобусе, чтобы попасть к врачу. Наоборот – едут к ним.
«Сейчас в больницу приходят чаще, чем раньше. Это связано с медицинской реформой, – рассказывает главный врач участковой врачебной амбулатории Вера Киселева. – Теперь, пока больной не пройдет «первичку», его не примут в районе, надо мое направление к специалисту. Люди жалуются на новую систему, потому что мы обслуживаем не только Ивановку, но и, например, Зачатьевку, которая от нас находится в 25 километрах. И им нужно сначала приехать ко мне, а потом еще и в Волноваху».
А сравнивать Вере Давыдовне есть с чем, она работает в этой больнице с 1967 года. В 1985 году она стала заслуженным врачом Украинской ССР. «Заслуженных» в районе всего двое, причем второй работает в Волновахе.
Сфера ответственности
Сейчас финансирование больницы, равно как и школы, осуществляется из районного бюджета. Ранее сия ноша лежала на плечах сельской громады.
«С финансовой точки зрения стало легче, – признается глава сельсовета. – Когда на нашем балансе состояли школа и больница, мы были «дотационники», а деньги нам выделяли только на заработную плату и энергоносители. Этих средств не хватало, приходилось добавлять из местного бюджета, мы часто брали взаймы у государства. Но с другой стороны, я считаю неправильным, что за школу и больницу отвечают люди, которые не видят их проблем. Мы все равно не отворачиваемся от них, скажем, питание детей в школах идет за счет местного бюджета. Решаем какие-то мелкие вопросы».
Если предложения, поданные сельским советом, выиграют в конкурсе проектов местного развития, то в Ивановке будет сделан капитальный ремонт пантеона славы и благоустроена прилегающая к нему территория.
Дорога
Совсем недавно очень острой была и проблема дорог. В селе девять улиц, семь из них находятся на балансе совета, а еще две – в ведении «Укравтодора». Именно последние недавно отремонтировали. Впервые за много лет. Правда, для этого сельскому голове пришлось дойти до Киева.
Вопрос решился только после беседы с заместителем начальника «Укравтодора», обращения к чиновникам рангом пониже никакого эффекта не возымели.
А вот остановки совет делал уже без помощи дорожного монополиста. Восстановление трех остановок «Автодор» оценил в 200 тысяч гривен. В итоге, сельсовет принял участие в конкурсе проектов местного развития и выиграл 28 тысяч. Всего же остановочные пункты обошлись в 45 тысяч. Теперь автобусы подбирают людей не только в центре, но и по краям села (раньше ГАИ не прощала водителям остановку в необорудованных местах).
* * *
Когда речь идет о городе, путники всегда отмечают, чего в нем нет и что в нем плохо. Когда же дело касается села, почти все, там имеющееся, воспринимается как безусловное достижение, ведь в других селах нет и этого. Несмотря на ворох проблем, Ивановка – сравнительно благополучное село, где не чувствуется обреченности на неминуемое вымирание.
Иван БУХТИЯРОВ, фото автора