Две стороны стабилизационной меры
Сейчас банковский и валютный рынок переживает непростые времена: в минувшем месяце золотовалютные резервы Украины сократились на $380 млн. до $15,08 млрд. С учетом этого факта Национальный банк больше не тратит их на поддержку курса гривны. Хотя еще в феврале регулятор продал на валютном рынке $1,7 млрд., пытаясь сдержать гривну от обвала.
Новый руководитель НБУ Степан Кубив решил временно отказаться от такой поддержки. В результате ему удалось практически сохранить объем резервов, однако курс гривны за это время упал ниже 11 гривен. По мнению экспертов, такой шаг позволил нынешнему руководству Нацбанка отчасти не допустить ошибку шестилетней давности. Сегодня, как и в 2008-м, мы имеем курс неудобный для рядовых физлиц и бизнеса, которые брали кредиты в долларах, евро и швейцарских франках. Шесть лет назад курс пытались удержать именно ради них и банков. Для его поддержания НБУ сжег не один миллиард долларов из золотовалютных резервов. Правда, финансисты, как наиболее осведомленные в экономических процессах, уверены – однозначно критиковать НБУ нельзя.
Скажем, экономист одной из инвесткомпаний подчеркивает, что подобную ошибку допустила в свое время Мексика. Всемирный банк и МВФ советовали провести резкое уменьшение стоимости национальной валюты и таким образом достигнуть равновесного уровня и больше не жечь резервы. Однако Мексика не пошла по этому пути, она пыталась удержать курс. И в результате мексиканская валюта упала более чем в два раза.
Неудобный порядок
Так что есть надежда, что Украина учится на чужих ошибках. Правда, очевидным промахом можно по праву считать то, что вслед за девальвацией гривны, которая привела к такому же резкому скачку цен на нефтепродукты, в этом году топливный рынок получил от Национального банка Украины явный повод для дискомфорта. В феврале 2014 года Нацбанк издал постановление №49, которым установил невиданный доселе порядок приобретения валюты для расчетов с зарубежными контрагентами.
Сейчас банковский и валютный рынок переживает непростые времена: в минувшем месяце золотовалютные резервы Украины сократились на $380 млн. до $15,08 млрд. С учетом этого факта Национальный банк больше не тратит их на поддержку курса гривны.
Доподлинно неизвестно, как это отразилось на всех других отраслях экономики, но предложенная НБУ система приобретения валюты с отсрочкой в шесть банковских дней и до десяти календарных дней совершенно не вписывается в реалии рынка нефтепродуктов. В результате на рынке нефтепродуктов оказались сорваны практически все контракты. Перспектива дальнейшей работы рынка покрыта плотной пеленой, «сотканной» из вопросов.
Напомним, что постановление Нацбанка №49 от 6 февраля 2014 года устанавливает следующий порядок приобретения валюты. Согласно документу, субъект внешнеэкономической деятельности должен перечислить необходимую сумму в гривне на специальный счет и лишь по истечению не менее шести банковских дней (до десяти календарных) валюта может быть приобретена субъектом экономической деятельности.
При этом, во-первых, неизвестно, каким будет курс доллара к гривне на момент наступления этого заветного шестого дня. Во-вторых, непонятно, будет ли удовлетворена заявка в полном объеме. Желающих, очевидно, хватает. По данным участников рынка нефтепродуктов, в период ажиотажа, когда доллар достигал на межбанке отметки в 9,4 грн., спрос покрывался в лучшем случае на 15–20%. А если курс окажется выше предусмотренного (заложенного) при формировании заявки неделей ранее, приобрести необходимый объем валюты не получится, соответственно, субъект не сможет заплатить необходимую сумму зарубежному поставщику.
Проблема также и в том, что нефтепродукты приобретаются в привязке к мировым котировкам, меняющимся фактически ежедневно. Как можно предсказать курс доллара в Украине и бензина в Европе на неделю вперед?
Масштаб проблемы немалый, ведь импортными нефтепродуктами наполняется до 80% рынка страны.
Налог на депозит: повод для беспокойства?
Еще одной непопулярной мерой в деле стабилизации ситуации в финансовом секторе можно назвать введение налога на депозит. Как известно, Верховная рада ввела с 1 июля 2014 года налоги на депозит по прогрессивной шкале. Эксперты считают, что такое решение заставит украинцев несколько по-другому взглянуть на свои сбережения и, возможно, частично поменять схему работы со своими сбережениями.
Правда, высказывается мнение, что введение налогов на депозит не должно полностью заставить украинцев отказаться от банковских депозитов, и вообще от инвестиций. В любом случае, деньги, которые лежат без дела, девальвируют, и тут уже действует вечный налог на обесценивание денег. При этом, скорее всего, в ближайшие годы ожидается высокая инфляция, в то время как заработная плата, или не будет расти, или будет расти очень медленно. В этой ситуации, именно проценты по депозитам и должны стать главным источником борьбы с ростом цен.
Скорее всего, уже во втором полугодии 2014 года ситуация в банковском секторе стабилизируется, и курс доллара не будет так резко меняться. В связи с этим будут происходить и изменения на рынке банковских депозитов. Как только ситуация стабилизируется, банки будут стараться отказаться от дорогих депозитов и максимально снизить ставки. Хотя, скорее всего, радикального снижения ставок в 2014 году не будет. А вот, что касается высоких ставок по краткосрочным депозитам, то от этого банки откажутся в первую очередь. Поэтому, целесообразно сформировать сбалансированный портфель депозитов, состав которого примерно такой: 50% гривневые вклады, 20% долларовые вклады, 20% евродепозиты и 10% золотые депозиты.
В тоже время, объективности ради, стоит признать тот факт, что Украина только недавно получила новые условия, а именно, плавающий курс, и не известно, как бы сложилась ситуация с валютным курсом, если бы была другая команда, другие люди. Кроме того, у нас нет опыта, нет каких-то традиций, нет глубокого понимания рынка, рыночных механизмов формирования курса. Также у нас очень специфическое законодательство, которое накладывается на ту действительность, которая выражается в конечном курсе. Поэтому категорично и однозначно говорить об ошибках или успехах НБУ нельзя.
Ольга ЕВСЕЕВА