Пока Украина готовилась к первым за 20 лет досрочным президентским выборам, народное волеизъявление стартовало и в Европе. 22-25 мая жители 28 стран-членов Евросоюза проголосовали за кандидатов в депутаты нового созыва Европейского парламента. Уже сейчас можно отметить, что, с одной стороны, ведущие европейские партии сохранили свое влияние, но при этом в парламент прошло большое количество депутатов правых и праворадикальных взглядов.
Подводя предварительные итоги, пресс-служба Европарламента заявила о «рекордной явке», которая составила… целых 43,09% от общего числа избирателей. И это с учетом того факта, что в отдельных странах (Бельгия, Голландия, Люксембург) участие в голосовании по закону является обязательным, а неявка на выборы может наказываться общественным порицанием или даже штрафом.
В новом созыве лидерство сохранила Европейская народная партия, получившая 212 депутатских мест из 751. Однако по сравнению с прошлыми выборами, результаты ЕНП, представляющей консервативное крыло европейской политики (выступает за расширение ЕС и жесткие антикризисные меры), ощутимо упали, что выразилось в потере более пяти десятков мандатов.
Второе место заняла политическая сила левой направленности – Прогрессивный альянс демократов и социалистов.
От него избрано 185 депутатов. Вслед за ней финишировали Альянс либералов и демократов (зафиксирован спад – 71 место по сравнению с 83 в 2009 году), Партия зеленых (55 человек) и Европейские реформаторы, которые смогли провести 44 депутата.
Но помимо этих партий, в парламент прошло большое количество депутатов, ранее не имевших своих фракций. Так, например, во Франции победу одержал праворадикальный «Национальный фронт» во главе с Мари Ле Пен. Кроме того, около 20% голосов получил близкий к нему «Союз за народное движение». Эти политические силы выступают за ослабление контроля со стороны Евросоюза, прекращение его расширения и «возращение государствам отобранного суверенитета». Кроме того, они требуют ограничить миграцию, так как она «лишает рабочих мест самих французов».
Такие же тенденции наблюдаются и в других государствах. В Англии победила Партия независимости, называющая своей основной целью выход страны из Евросоюза и ограничение нелегальной миграции из восточно-европейских стран. В Бельгии, в свою очередь, на первое место вышла радикальная партия «Новый фламандский альянс», выступающая за децентрализацию страны и независимость Фландрии в перспективе.
В целом, можно отметить, что рост числа евроскептиков и праворадикальных политических сил говорит о серьезном кризисе внутри самого Европейского союза. Экономические проблемы, кризис в южных странах (Греция, затем Италия и Испания), неспособность власти справиться с потоком нелегальных мигрантов и ростом преступности, размытые перспективы существования Евросоюза в нынешнем формате – все это вызывает недовольство граждан разных государств. И в таких условиях они высказывают поддержку тем политическим силам, которые требуют жестких ограничений.
Чем это чревато для Украины? Прежде всего, приостановкой процесса введения безвизового режима. Общим требованием всех праворадикальных партий является ограничение как законной (внутриевропейской), так и нелегальной миграции. А ведь ни для кого не секрет, что в Европе, по разным подсчетам, работают около трех миллионов украинцев. И если безвизовый режим все-таки будет введен, то это приведет к новым потокам миграции (причем не только со стороны самих украинцев, но и тех, кто будет использовать нашу страну в качестве перевалочного пункта).
Кроме того, после нынешних выборов сложно спрогнозировать дальнейшие шаги по подписанию Соглашения об ассоциации. В условиях жесткого противодействия евроскептиков, которые считают Украину «лишним грузом», этот процесс может растянуться во времени, а то и вовсе приостановиться.
В то же время немецкий политолог Андреас Умланд считает, что появление в Европарламенте ультраправых партий «не повлияет на принятие решения о безвизовом режиме с Украиной, так как эта идея имеет большую поддержку со стороны лидирующих политических сил».
Что именно результаты этих выборов изменят как в самой Европе, так и в ее отношениях с Украиной, мы со временем увидим. Но тенденция, при которой все большую поддержку получают политические силы, выступающие за изменение формата Европейского союза (недопущение туда новых членов или выход старых), уже более чем показательна.
Алексей Гречишников