Формирование независимого телевидения за бюджетные средства, переход грантовых и некоторых частных СМИ под знамена новой украинской власти вкупе с откровенной, выходящей за пределы норм профессиональной этики и действующего законодательства травлей неугодных изданий под аккомпанемент всеобщего молчания – верные признаки зачистки отечественного информационного пространства, начало которой было положено отнюдь не вчера.
Незнание – сила
Украина вот уже больше месяца висит над пропастью гражданской войны. Мобилизационная кампания, патриотические призывы по телевизору сопровождаются скудной информацией о жертвах и потерях. А пока родине нужны солдаты, элитные бойцы всем известной государственной службы берут штурмом редакцию всеукраинского издания с «неправильными» взглядами. Причем штурмуют аккурат накануне выборов, что по закону, в общем-то, запрещено. Но кого это вообще интересует, если авторитетные парни намекают, что экзекуция проводится исключительно во благо украинского общества.
Что характерно, коллеги – журналисты из числа «правильных» тоже безмолвствуют. Они слишком заняты придумыванием «сочных» заголовков о событиях на востоке, которые, впрочем, зачастую оказываются далеки от действительности. Наиболее активные авторы, правда, успевают параллельно еще и поглумиться над проблемами товарищей по перу. Так им, дескать, и надо окаянным, а то взяли моду сомневаться в генеральной линии партии. Любопытно, что когда несколько лет назад оперативники налоговой инспекции брали штурмом телеканал, культивирующий «правильные» ценности, те же самые люди, что нынче тихонечко радуются, подняли шум об угрозе свободе слова.
Это, само собой, не первый и, думается мне, не последний пример двойных стандартов на украинской медиакухне. Взять хотя бы многочисленные случаи давления на журналистов восточных регионов. Чуть ли не ежедневно люди с оружием приходят в редакции, чтобы поведать местному руководству, каким образом нужно работать, дабы избежать эксцессов. Порой «вежливые гости» не гнушаются угроз, физического воздействия, а то и разграбления редакций. Это ли не давление на средства массовой информации, о которых так много говорили в мониторинговых агентствах и грантовых изданиях? Судя по тому, что перечисленные выше товарищи, вкупе с официальными представителями цивилизованной, вечно озабоченной сворачиванием демократии Европы, а также всеукраинских объединений журналистов, предпочитают делать вид, что ничего не происходит, сообщая о проблемах одних изданий и умалчивая о неприятностях других, давление на СМИ – это нечто иное. А вот когда редакторам отдельных интернет-порталов звонят среди ночи и томно дышат в трубку – это именно оно.
Задача выполнена?
Правда, так, будьте уверены, впредь в Украине не будет. Те самые честные и независимые, а по факту существующие на средства Государственного департамента США и крупных зарубежных фондов, нынче открыто принимают сторону действующей власти. А ведь еще совсем недавно эти люди заявляли, что настоящий журналист априори должен быть в оппозиции к любой власти. Дескать, существовать на бюджетные средства или, как выражаются некоторые коллеги, паразитировать на налогоплательщиках – моветон. Настоящие СМИ должны спонсировать не государство или олигархи, а общество.Паразитирование же на налогоплательщиках другого государства – это правильно и почетно. Посольство США, к примеру, не первый год поддерживает рублем якобы независимые издания. Зачем государству, много лет ведущему агрессивную внешнюю политику, демонстрировать такой альтруизм, решительно неясно.
Свет на это явление пролила новость об изменении политики международного фонда «Відродження», до сих пор активно жертвовавшего на развитие украинской демократии и средства массовой информации в частности. Финансирование журналистики значительно сократится, а все усилия фонд, судя по его стратегии на 2014 год, бросит на борьбу с коррупцией и мониторинг нарушения прав человека. Нужно ли понимать, что с приходом к власти нужных людей, задачу грантовых СМИ можно считать выполненной?
Выбор за аудиторией
Отследить то, как правильные СМИ расходуют грантовые денежки, очень сложно. По большому счету, если бы грантодатели не публиковали на своих сайтах подробные отчеты, многие украинцы и не знали бы, что такая практика вообще существует. Поиск информации об источниках финансирования на многих грантовых интернет-ресурсах – та еще задачка, ибо «гражданское СМИ» звучит намного лучше, чем «иностранный агент». Помните скандальный пакет законов, принятый парламентом во времена активизации Майдана? Был среди них один, требующий от редакций – грантовиков, работающих в сфере массовой информации, не только признавать за собой статус иностранных агентов, но и платить налоги как полагается. Многие журналисты (по странному стечению обстоятельств являющиеся и гражданскими активистами), кричали тогда, что их лишают профессии. Что это за профессия такая, остается загадкой до сих пор. Впрочем, законы те были отменены под давлением Майдана.
Бога ради, дорогие коллеги, работайте, как вам нравится. В конце концов, аудитория вольна выбирать, к каким СМИ ей прислушиваться. Но если уж назвались журналистами, прекратите диктовать условия товарищам по цеху. Когда люди, живущие на американские и европейские деньги, открыто принимающие одну из сторон конфликта, нарушая при этом все мыслимые стандарты журналистской работы, проводят непонятные мониторинги конкурентов, требуя от тех соблюдения норм, прямо или косвенно потворствуют давлению на журналистов или очерняют их, манипулируя фактами, это выглядит, как минимум, нелепо.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ