Вот уже несколько недель подряд я замечаю, что люди, прощаясь, добавляют: «Береги себя». Это не преувеличение и не излишняя осторожность. Просто в условиях продолжающейся антитеррористической операции каждый боится оказаться не в том месте и не в то время. Постоянное нагнетание ситуации, страшные слухи, распространением которых занимаются как сами жители, так и различные СМИ, – все это приводит к тому, что люди каждый день опасаются за себя и своих близких.
Переговоры любят тишину
После некоторого периода активности, который, судя по всему, был обусловлен прошедшими президентскими выборами, антитеррористическая операция снова приняла вялотекущий характер.
События в Донецком аэропорту, где в результате штурма погибли 40 человек, а само здание и прилегающие объекты были достаточно серьезно повреждены, показали, что в условиях Донецка штурм помещений, занятых сторонниками «Донецкой народной республики» приведет к большому числу разрушений и жертв среди мирного населения.
Боевые действия фактически переместились на периферию. К сообщениям об очередных обстрелах Славянска, как ни страшно об этом говорить, все уже привыкли. Теперь к ним добавились атаки на пограничные посты в Луганской области.
В ночь с 1 на 2 июня Государственная пограничная служба Украины сообщила об атаке на пограничный отряд, который базировался на окраине Луганска. В результате штурма были ранены от 7 до 10 пограничников. Кроме того, по информации госпогранслужбы и координатора центра «Информационное сопротивление» Дмитрия Тымчука, «среди нападавших погибли 5 человек, еще 8 были ранены». Напомним, ранее сообщалось о нападениях на отдел пограничной службы «Станично-Луганское» и контрольно-пропускной пункт «Дьяково».
В то же время затишье именно здесь, в Донецке, приводит к мысли о том, что конфликтующие стороны ведут закулисные переговоры. Возможно, на них решаются вопросы приостановки Антитеррористической операции или же дальнейшей судьбы нашего региона и тех предприятий, которые здесь расположены. А события в Славянске, который продолжает оставаться «самой горячей точкой Донецкой области», и Луганске служат для давления на противника в ходе переговоров. Нам же с вами остается надеяться на победу здравого смысла и на то, что руководство Украины и «народных республик» не поставит свои амбиции и свои интересы выше человеческих жизней.
Между молотом и наковальней
Тем временем, пока ситуация на востоке нашей страны находится, мягко говоря, в подвешенном состоянии, немаловажные изменения произошли на международном уровне.
В четверг, 29 марта, президенты России, Беларуси и Казахстана подписали договор о создании Евразийского экономического союза. Это соглашение предусматривает создание единого рынка услуг, в рамках которого предполагается свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы между тремя государствами. Кроме того, страны-участницы обязуются проводить согласованную политику в ключевых отраслях экономики, таких как энергетика, промышленность, сельское хозяйство и транспорт. Впрочем, в полной мере единый рынок заработает не ранее 2025 года, так как согласование финансовых и антимонопольных условий, а также переход на новые цены по нефти и газу, требует определенного времени.
Пока сложно оценить все перспективы данного соглашения, но уже можно отметить, что попытки России создать свою альтернативу Европейскому союзу становятся все более успешными. Тем более что, помимо трех вышеперечисленных стран, к договору планируют присоединиться также Армения и Молдова.
Что это может означать для нашей страны? Прежде всего, данное соглашение может угрожать товарообороту Украины. Если ранее неоднократные инициативы Российской Федерации по запрету тех или иных товаров касались лишь двух стран, то теперь, в рамках единого экономического союза, такие решения поддержат Казахстан и Беларусь, на долю которых приходится 7 % украинского экспорта (около 570 миллионов долларов в год, по данным Государственной службы статистики). Именно с угрозой потери товарооборота с этими странами, по всей видимости, связано заявление Петра Порошенко о необходимости перенести подписание экономической части Соглашения об ассоциации с Европейским союзом.
Кроме того, свободное перемещение рабочей силы практически всегда приводит к ограничению миграции из других государств, не входящих в данное объединение (те же тенденции наблюдаются и в Европейском союзе, где все чаще рассматриваются инициативы ограничения на въезд для рабочих из арабских и восточноевропейских государств). Что в таком случае будет с миллионами украинских «заробитчан» – предсказать нетрудно. Скорее всего, их в принудительном порядке будут отправлять на родину.
Фактически, Украина оказывается между двумя крупными экономическими образованиями, которые могут при помощи санкций или же, наоборот, поощрений и финансовой помощи регулировать ее политику. Присоединение к одной из них (или даже подписание каких-либо соглашений, не согласованных с другой стороной) может вызвать ответную реакцию, которая нанесет ущерб и без того не самой сильной экономике нашей страны.
То, что популистские заявления уступают прямому политическому и экономическому давлению, было известно уже давно. В очередной раз эта аксиома подтвердилась в субботу, когда Украина перечислила 786,4 миллиона долларов в счет погашения долгов по газу за февраль и март 2014 года. Более чем показательным стал тот факт, что эта выплата состоялась в аккурат после визита премьер-министра Украины Арсения Яценюка в Германию. Видимо, немецкие политики, понимая, что в случае конфронтации Украины с Россией снабжение газом снова окажется под угрозой, смогли найти нужные аргументы и «убедить» украинского премьера.
Алексей БАСАКИН