У приватизации от Яценюка туманное будущее
Кабинет министров хочет переписать правила приватизации, чтобы ускорить распродажу государственного имущества. Для этого из закона о приватизации уберут норму относительно обязательного размещения на биржах части акций стратегических госпредприятий перед их продажей.
По мнению правительства, целиком активы должны быть более интересны инвесторам. В ближайшее время одобренный на последнем заседании соответствующий законопроект правительство внесет в парламент. Учитывая, что отмена нормы предусмотрена коалиционным соглашением, шансы прохождения законопроекта едва ли не 100%. Другое дело, что приватизации это не сильно поможет, так как спрос на госактивы крайне незначительный. К тому же есть вопросы к объективности оценки стоимости государственного имущества.
То, что правительство будет много продавать, еще в прошлом году обещал премьер-министр Арсений Яценюк, анонсировав «самую масштабную за 23 года приватизацию». Тогда же премьер предложил определять стоимость стратегических компаний через западные биржи, размещая на них миноритарные пакеты (5-10%) акций госпредприятий. Но, очевидно, от этой идеи отказались. Сейчас Кабмин предложил убрать из закона норму, обязывающую Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) предлагать инвесторам небольшие пакеты акций перед продажей основного актива. В фонде говорят, что это правило себя не оправдало. Изначально его вводили, с одной стороны, для того чтобы запустить фондовый рынок, с другой – как инструмент оценки рыночной стоимости госпредприятий. В прошлом году, по данным ФГИУ, инвесторам через фондовые биржи было предложено 113 пакетов акций номинальной стоимостью 1,25 млрд грн. Но в итоге было продано только шесть пакетов на общую сумму 404,4 млн грн. «Эта норма не сработала, потому что участники приватизации оказались не готовы покупать небольшие пакеты, так как не имели уверенности в победе на конкурсе»,– разъяснили «Апострофу» в пресс-службе ведомства. Вместо того чтобы активизировать работу бирж, обязательное условие о размещении акций затягивает продажу основных пакетов, вынуждая ФГИУ по несколько раз согласовывать условия продажи с правительством. «Процедура может занимать от нескольких месяцев до года. А самое главное – цена продажи малых пакетов не выступает индикатором стоимости всего пакета, то есть не достигается главная цель введения такой нормы»,– добавили в ФГИУ.
Биржевой беспорядок
В связи с рецессией экономики внесение правок в закон глобально ничего не изменит, так как спроса на госактивы все равно нет, говорит экс-председатель Фонда госимущества Александр Бондарь. «Биржи стоят, вторичного рынка нет, на приватизацию ничего не выносится. Ликвидация этой нормы приведет к тому, что биржам нечем будет заниматься. Без существования фондового рынка говорить о рыночной стоимости и привлечении инвесторов вообще не приходится»,– уверен собеседник. По его мнению, идея правительства не дробить акции, а предлагать полные пакеты на конкурсе ничего не даст. «Эти 5-10% можно было выставлять и "разогревать" рынок, но теперь и этого не будет. С другой стороны, когда на рынке есть спрос, то продажа малых пакетов не является ключевым моментом в определении цены»,– отметил господин Бондарь. Отмена указанной нормы, может быть, – не самое правильное решение с точки зрения развития фондового рынка, но к удешевлению госактивов вряд ли приведет, соглашается старший аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Денис Саква. «Фондовый рынок у нас настолько небольшой, что продать миноритарные пакеты тех же энергокомпаний с какой-то премией очень сложно. В лучшем случае его купит тот, кто претендует получить контроль над мажоритарным пакетом выставленного на продажу предприятия»,– сказал «Апострофу» господин Саква. По мнению главы аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital Дмитрия Чурина, к идее локального размещения части акций госкомпаний есть смысл вернуться в будущем,особенно если в Украине удастся сформировать систему накопительного пенсионного обеспечения, для которой необходимо наличие привлекательных инвестиционных инструментов.
Оценить по достоинству
Еще один нюанс грядущей приватизации – это справедливая оценка активов. В бюджете на текущий год план по приватизации установлен в размере порядка 17 млрд грн. Впрочем, это скорее ориентир, чем реальная сумма, которую хотят выручить. После девальвации оценку госактивов не проводили, а значит, их реальная рыночная стоимость может быть гораздо выше. В Фонде госимущества уверяют, что после внесения изменений в закон сложностей с оценкой объектов не возникнет. «Конкурсная комиссия имеет право повысить стартовую цену пакета, исходя из своего видения его стоимости. Так что соответствующие механизмы и страховки определения цены у государства есть»,– прокомментировали в ФГИУ. В ведомстве обратили внимание, что изначально государство определяет цену, за которую выставляет пакет на конкурс, а не за которую продает этот пакет. Зачастую лоты в ходе конкурса значительно растут в цене.
Впрочем, по мнению Дмитрия Чурина, как правило, процедура определения стартовой цены приватизации гособъектов достаточно необъективная. Ведь в условиях экономической рецессии оценка стоимости любого бизнеса становится искаженной. К тому же сложность с максимально объективной оценкой стоимости объектов сегодня, по мнению аналитика, заключается в высоких процентных ставках. «Чем выше ставка дисконтирования для будущих денежных потоков актива, тем ниже будет его стоимость. Сейчас в Украине учетная ставка НБУ составляет 30%. Следовательно, классические финансовые формулы оценки стоимости будут выдавать неадекватный результат»,– предупреждает эксперт.
Подыграть своим
Начиная приватизационную кампанию, правительству следует отказаться от квалификационных условий при проведении конкурсов, считает Александр Бондарь. Одним из таких условий может быть запрет принимать участие в конкурсе претенденту, который, например, последние пять лет не работал в Украине или не занимался профильной деятельностью предприятия, которое продается. Экс-глава ФГИУ считает, что отмена подобных ограничений является первоочередным шагом для прозрачной приватизации. В противном случае многие инвесторы будут лишены возможности бороться за активы. По словам господина Бондаря, «правильно» прописанные условия приватизации в свое время ограничили круг участников, например, при продаже «Укртелекома» и «Криворожстали», когда предприятия первый раз выставляли на торги. «Если не отменяют квалификационные условия, значит, будут действовать по старым схемам, когда победителя, по сути, определяют заранее»,– убежден Александр Бондарь. Начнут ли обещанную приватизацию в этом году – вопрос открытый. Тем более что вместо новой волны приватизации может начаться национализация ранее проданных госкомпаний. В недавнем интервью Financial Times совладелец группы «Приват» Игорь Коломойский заявил о необходимости вернуть государству якобы незаконно приватизированные активы, в частности «Укррудпром», «Днепроэнерго» и «Укртелеком». Львиная доля этих активов сегодня принадлежит бизнесмену Ринату Ахметову. Эксперты предостерегают, что начало судебных разбирательств о законности приватизации может поставить крест на дальнейших планах выгодно продать оставшееся в госсобственности имущество. Для западных инвесторов это будет четким сигналом – задуматься о сохранности своих инвестиций при покупке госактивов в Украине.
Апостроф