Немецкий эксперт рассказал о том, как дипломат из Мюнхена может примирить Киев и Донбасс.
«На Западе многие шокированы результатом донецких и луганских голосований. Говорить об этом, что все это – полная туфта и манипуляции, трудно, потому что масса журналистов побывала на местах и видела все своими глазами», – рассказал газете ВЗГЛЯД политолог Александр Рар. Так он обрисовал настроения на Западе после референдумов на Востоке Украины.
Киев принял предложение ОБСЕ о назначении модератора внутриукраинского диалога от ОБСЕ. «Я рад проинформировать вас, что украинское правительство приняло наше предложение о назначении посла Вольфганга Ишингера в качестве сомодератора этих круглых столов от ОБСЕ», – заявил в понедельник председатель ОБСЕ, министр иностранных дел и президент Швейцарии Дидье Буркхальтер.
«Мы предложили, чтобы для национального диалога украинская сторона назначила модератора и сомодератора, чтобы этот диалог также модерировать – со стороны ОБСЕ. Мы надеемся, что сегодня с украинской стороны кто-нибудь будет назван, и с нашей стороны также есть человек, которого мы сегодня назовем», – пояснял ранее Буркхальтер.
О том, может ли Вольфганг Ишингер справиться с миротворческой миссией на Украине, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал немецкий политолог Александр Рар.
ВЗГЛЯД: Александр Глебович, правда ли, что Вольфганг Ишингер, назначенный модератором от ОБСЕ, обладает репутацией умеренного политика? На фоне других западных политиков он не позволял себе в последнее время резких выпадов в адрес Москвы...
Александр Рар: ОБСЕ – вообще организация, которая должна учитывать мнение Москвы, тут нет статуса старших и младших братьев. Это организация, которая, к сожалению, была в таком плачевном состоянии в последние годы, потому что американцы ее особо не поддерживали и не хотели в ней видеть альтернативу НАТО. Но, в отличие от НАТО, ОБСЕ имеет все компетенции и все рычаги, чтобы наладить европейскую безопасность. А украинский конфликт является самым острым конфликтом в Европе за последние 15–20 лет.
Помню, и в косовскую войну Запад выдвинул его как главного переговорщика. Ишингер представлял всевозможные организации в ООН и ОБСЕ. Вел себя очень объективно, в отличие от других молодых политиков, поэтому тот факт, что бывший крупный дипломат получил эту роль, очень обнадеживает.
За последние три года он набрал очень большой авторитет как организатор конференции по безопасности в Мюнхене – очень сильной влиятельной организации, которая стала главной площадкой для обсуждения насущных проблем мировой политики. Раз в год туда съезжаются и американцы, и россияне, и иранцы, и китайцы. Выше уровня не придумать, чем у нее. Поэтому у Ишингера есть связи, а главное – он врос в роль эффективного модератора.
ВЗГЛЯД: Можно ли сказать, что риторика Запада в адрес Киева в последние дни начала меняться? Например, в совместном выступлении Меркель и Олланда в Штральзунде впервые предъявлены открытые претензии не только к Москве, но и к Киеву...
А.Р.: Думаю, пришло просто время наконец-то усадить всех за один стол. Конечно, Запад защищает киевское правительство, которое зависит во многом от Запада, но просто пришло время принудить украинское правительство сделать определенные шаги в будущее, наладить отношения с Востоком и с Россией, чтобы обеспечить свободные и честные выборы.
Да, на Западе многие шокированы результатом донецких и луганских голосований. Говорить об этом, что все это – полная туфта и манипуляции, трудно, потому что масса журналистов побывала на местах и видела все своими глазами. Это было массовое голосование.
На Западе начали понимать, что нельзя винить только одну Москву, что надо дать России делать на Востоке то, что она захочет, чтобы не повторились недавние события, а завтра надо будет выстроить отношения между центральным правительством и восточными регионами Украины. Это и будет одним из предметов переговоров, которые должны обеспечить дипломаты ОБСЕ, это начало исполнения договоренностей, которые были достигнуты в феврале между оппозицией и Януковичем.
Может, Янукович и не вернет свою власть, но нужно разоружить не только формирования на Востоке, но и на Западе, надо начинать конституционную реформу и превращать Украину из центрального государства в федерацию. Чем быстрее все это пойдет, тем быстрее ситуация будет успокаиваться.
До сих пор Запад и Киев рассматривали эту инициативу как московскую и не хотели подыгрывать России. Но сейчас приходит понимание у всех здравомыслящих политиков, что другого выхода нет и федерализация Украины начнет ситуацию успокаивать, а не обострять.
ВЗГЛЯД: Генсек ОБСЕ Ламберто Заньер на прошлой неделе предложил Киеву найти авторитетную фигуру, например, бывшего президента страны, для организации национального диалога. Может ли это быть, например, Леонид Кучма?
А.Р.: Очень сложно сказать об авторитетной фигуре на Украине. Такой фигуры сегодня нет. Кучма, может быть, наиболее подходящая фигура из тех, которых можно представить...
Надеюсь на появление простого украинца, даже не политика, который сможет найти общий язык с Западом, Центром и Востоком Украины. Это может быть духовный деятель, человек искусства или же опытный писатель-публицист. Но такого пока что трудно себе придумать. Это правильный путь поиска национального лидера, который смог бы поднять страну.
ВЗГЛЯД: ОБСЕ в рамках своей дорожной карты предлагает помощь в переговорах по разоружению незаконных формирований, учреждает для этих целей фонд и обещает экстренно направить в Киев международных экспертов по разоружению. Насколько такие меры эффективны? Речь пойдет о разоружении ополченцев Донбасса, или они не «забудут» о «Правом секторе», «батальоне Олега Ляшко» и подобных формированиях?
А.Р.: У ОБСЕ своих войск нет. Они что, будут посылать наблюдателей?.. Это самый сложный вопрос для Украины. Я думаю, что нужно начинать с разоружения. Это может сделать только украинское правительство.
Взгляд