Первый же день парламентской работы ВРУ VII созыва провела с огоньком. Народные избранники успели дать присягу, сформировать фракции, провести несколько спорных голосований, устроить несколько драк и так и не добраться до выборов президиума.
Камнем преткновения стал фракционный вопрос: и в "тушечном" разрезе, и в регламентном.
Волею народа
Если действительно считать, что как парламентарии соберутся, так и проведут следующие пять лет, то первые заседания нового состава Верховной рады получились в высшей степени символичными. За один день нардепы волей и неволей успели доказать сразу же несколько "поствыборных" теорий: начиная от представлений о принципах формирования большинства за счет "доноров" и заканчивая мыслями о месте и роли "Свободы" в ВРУ VII созыва.
В сущности, намеком на то, что первый день не сможет задаться с самого начала (или наоборот – получится уж слишком ярким) стало печальное открытие, сделанное оппозиционерами еще накануне. 11 декабря выяснилось, что два потенциальных члена "Батьківщини" – "яценюковцы" Александр и Андрей Табаловы, один из которых прошел по списку, а другой – по "мажоритарке" – так и не подали заявление о вступлении в фракцию. Нежелание "единщиков" сразу же отвечать за получение мандатов потенциальными "тушками" спровоцировало первый парламентский бой. Перед тем, как присягнуть на верность украинскому народу, "батьківщиновцы" и "свободовцы" физически помешали свежеизбранным отцу и сыну попасть в зал и поучаствовать в торжественном мероприятии. Что, как позже выяснилось, так и не помогло поставить крест на парламентской карьере двух представителей квоты "Фронта змін".
"Тушечный" скандал в первый же день парламентской работы вряд ли пройдет для единой оппозиции даром. Арсений Яценюк поспешил взять на себя ответственность за неприятнейший инцидент. "Вся вина за то, что эти люди попали в списки, как и за любого другого, кто есть в списке, лежит персонально на мне. Моя вина в том, что я поверил людям, которые клянутся на Библии, и которые врут и предают", - повинился политик в приводе в парламент, как выяснилось, деловых партнеров "регионала" Виталия Хомутынника. Но при всем этом, у соратников Арсения Петровича (как минимум, публично) большие сомнения в способности Яценюка работать с кадрами не возникли. Во всяком случае, он был-таки избран главой фракции имени "Батьківщини". А проблема строптивых избранников парламенту в первый день еще "аукнулась" не раз.
Пока лидеры оппозиции заочно извинялись перед избирателями за первое кадровое фиаско, другая политическая сила с успехом выполняла функции, возложенные на нее народной молвой. Члены фракции ВО "Свобода" не только приняли участие во многих стычках и сеансах блокирования трибуны, но и наглядно продемонстрировали стремление сблизиться с источником власти. В перерыве между утренним и вечерним заседанием, отведенным на формирование фракций "свободовцы" занялись демонтажем забора вокруг здания Верховной рады. "Учитывая то, что Верховная рада Украины не может быть отделена от людей, то непонятно, почему заборами перекрывают проход в Верховную раду", - объяснял упражнения товарищей на свежем воздухе один из ключевых претендентов на пост вице-спикера Руслан Кошулинский. Попытки парламентской охраны противостоять новшеству в итоге привели и к повреждению дверей одного из входов в здание. Однако на этом физическая деятельность свежеиспеченных нардепов не закончилась.
Если от оппозиционных партий их сторонники могли ожидать непримиримого противостояния властным силам (а в случае "Свободы" выполнения подтвержденного практикой завета "набить морду"), то от той Партии регионов ждали, скорее, привычной стабильности. Надо заметить, что "регионалы" едва ли разочаровали своих симпатиков. Пока "единщики" не досчитывались голосов, президентские люди существенно расширили свои круги.
Уже в начале вечернего заседания парламента стало известно, что, хоть ПР и не выполнила задачу создать однопартийное большинство, но она все-таки оказалась ближе к цели, чем можно было ожидать. Как известно, предполагаемая численность "региональных" нардепов по итогам выборов составляла 185 человек. А 12 декабря выяснилось, что кадровые консультации партия власти проводила не зря – в ее фракцию вошли 210 депутатов. Среди "регионалов"-новобранцев заметную часть составили одиозные самовыдвиженцы. Свои кресла в "синем" секторе обрели Давид Жвания, Николай Рудьковский, Александр Герега (супруг проигравшей парламентские выборы секретаря Киевсовета), былой "директор парламента" времен правления Леонида Кучмы Александр Волков, "литвиновец" Сергей Гриневецкий, бывший главный налоговик времен премьерства Тимошенко Сергей Буряк, брат экс-главы МЧС Павел Балога. А вот сам Виктор Балога остался внефракционником. Как, к слову, и Владимир Литвин, делегировавший избранных соратников в партийный список ПР.
В свою очередь фракция "Батьківщини" включает в себя 99 человек, УДАРа – 42, "Свободы" – 37, а коммунистов – 32 (без непринявшего присягу из-за отсутствия Евгения Мармазова) . В свободном плавании под конец 12 декабря осталось лишь 24 нардепа (плюс еще пятерых парламенту должны еще принести новые выборы в спорных округах). Но в первый день парламентской работы больше всего Верховную раду заботили не голоса неопределившихся, а будущее вполне партийно сознательных депутатов из формируемой с боями фракции КПУ.
Регламент коммунисту ни друг, ни товарищ?
Лекции на тему "Регламент Верховной рады и как его применять" старые и новые парламентарии читали друг другу с завидной регулярностью. Копья ломались по многим поводам: здесь и вопрос необходимости создания комитетов до голосования по кандидатуре премьера, и специфика первых шагов в работе Счетной комиссии, и принцип объединения избранников народа во фракции. Как раз попытки трактовать нормы правил парламентской жизни по-разному и стали причиной многочисленных срывов в работе Рады.
По всей видимости, в первый день работы ВРУ роль одного из главнейших корней зла досталась многострадальной статье 58 регламента, пункт 1 которой гласит: "Депутатские фракции формируются из числа народных депутатов, избранных по избирательным спискам политических партий, и народных депутатов, которые были выдвинуты политической партией в одномандатных округах". Злополучное "и" в оппозиции прочли однозначно – как запрет на формирование фракции партиям, за которыми не числятся результативные мажоритарщики. "В соответствии со статьей 58 закона "О регламенте Верховной рады", такой фракции, как Коммунистическая партия Украины, в парламенте не может быть, так как статья 58 очень четко определяет порядок формирования фракций. Исходя из этого, уважаемый Петр Николаевич, вы занимаете чужое место", - указывал Арсений Яценюк на то, что главному коммунисту не место во временном президиуме, собранном из делегатов от фракций.
Оппозиционная версия регламента потенциальных "большевиков" не смутила. "Мы внесли эту норму (которая делает невозможной создание фракции коммунистов, - "Подробности"). По большому счету, она неправильная, не может быть так, чтобы представители политической силы, за которую проголосовало более 2,5 миллионов человек, осталась без фракции. Скорее всего, что мы со временем внесем коррективы в закон о регламенте", - пояснил сохранивший главенство над парламентскими "регионалами" Александр Ефремов, попутно напомнивший о главном условии создания фракции - преодолении 5-процентого барьера и порекомендовавший недовольным "с песней" обращаться в Конституционный суд. Коммунисты, тем временем, решили подстраховаться. "У нас во фракции есть мажоритарный кандидат - Оксана Калетник, которая как самовыдвиженка прошла по округу. Она - член КПУ, и сегодня мы ей вручили партийный билет. То есть, нет никаких законных препятствий для формирования фракции КПУ", - отстаивал честь партии, ни один прямой кандидат от которой по "мажоритарке" действительно не выиграл, Петр Симоненко. Однако спешное привлечение экс-члена Нацрады по вопросам телевидения и радиовещания Оксаны Калетник (племянницы нардепа-"регионала" Григория Калетника и, соответственно, двоюродной сестры нардепа-коммуниста и бывшего главного таможенника Игоря Калетника) в этот день ситуацию так и не спасло.
Вопрос: существует ли фракция КПУ или нет – существенно обострил согласование создания Счетной комиссии. В конечном итоге в ее состав не только делегировали двух коммунистов, но и весь пакет кандидатов был проголосован парламентом. Постановление утвердили 236 "за", включая и 14 голосов от объединенной оппозиции. Вскоре после этого парламент принял было решение работать в первый день до упора – хотя бы разрешения кадровых вопросов. Но уход на перерыв, дающий возможность "счетникам" определиться со своим руководством (возглавил комиссию "регионал" Владимир Олийнык), добром для работы Рады не закончился.
Последней нотой первого для нового созыва дня стали походы по залу заседаний и затяжное блокирование трибуны. Под вечер оппозиционеров беспокоил не только неопределенный статус КПУ, но и то, что в голосовании за продление работы сработали карточки "изгнанников" Табаловых. В ЦИК заранее предупредили, что досрочное прекращение полномочий спорных депутатов возможно только при их добровольном отказе дать присягу. А участие их карточек в голосовании, по всей видимости, рискует пресечь на корню попытки доказать, что проблемным кадрам так и не удалось начать работать. Как бы то ни было, веселый старт парламентской работы завершился на высокой ноте скандала, которую эксперты неожиданной не считают. "Сейчас все эти блокировки - это тактика оппозиции. Они срывают голосования по кадровым вопросам, и фактически демонстрируют слабость власти. Вот им надо сейчас по-быстрому испортить планы властей в решении кадровых вопросов, то есть, по спикеру, по премьеру… Однако, я думаю, что власть и Партия регионов перейдут в контрнаступление, чтобы решить вопрос как можно быстрее", - предупреждает глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. Хотя недавно принятые поправки к регламенту запрещают использовать блокирование и подобные ему инструменты, оппозиция показала, что не готова отказаться от проверенных временем методов. Зато готова их вполне успешно применять. А в ПР события 12 декабря назвали "балаганными традициями" и "хулиганскими действиями" и пригрозили "охладить пыл воинствующих хулиганов". В конечном же итоге временный президиум не стал даже закрывать заседание. Ожидается, что оно продолжится в 10 утра 13 декабря. Именно тогда планируется выбрать президиум, на места в котором, судя по текстам зарегистрированных постановлений, уже рассчитывают кандидат в спикеры-"регионалы" Владимир Рыбак и коммунистический претендент на первое вице-спикерство Игорь Калетник. Окажется ли второй день парламентских трудов таким же нескучным, как первый?
Подробности