Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов в интервью корреспонденту Pravda.Ru заявил, что ЕС не обязан помогать Украине возвращать долги за газ, понимая, что она крайне небрежно относится к своим обязательствам.
— Вчера прошел очередной раунд газовых переговоров между Россией, Украиной и Евросоюзом, опять не договорились об оплате долга (5 миллиардов 300 миллионов долларов), поскольку у Украины денег нет, а Европа не спешит выделять кредиты. Почему? Ведь подписана ассоциация с Украиной, ЕС должен был бы помочь.
— Во-первых, документ об ассоциации вообще не предполагает какой-либо помощи. Даже по своему духу любая ассоциация с Евросоюзом — не помощь какой-то стране.
Повышение роли ассоциированного страны-члена Евросоюза - это даже не совсем корректный термин, потому что он подразумевает, что страна вроде как член ЕС, просто с неким статусом. Но все равно, будем так говорить, потому что этот термин используют.
Рост роли любой страны, являющейся ассоциированным членом ЕС, является личной инициативой данной страны. Если Турция — важная страна, являющаяся крупным производителем ряда товаров, то это благодаря тому, что Турция — молодец, а не потому, что Евросоюз ей как-то помогает.
Если мы посмотрим на то, сколько времени Турция является ассоциированным членом Евросоюза, то перспективы Украины в этом отношении становятся призрачными, туманными и даже смешными. Почему не помогают, если не брать самого факта подписания каких-то бумаг, тем более что эти бумаги еще ни к чему не обязывают ни Евросоюз, ни Украину.
Евросоюз понимает, что за страна — Украина, что она крайне небрежно относится к своим деловым обязательствам, часто срывает сроки. Какая бы риторика в отношении России не шла в Евросоюзе, деловые круги понимают, кто нарушает контрактные обязательства, и кто не платит, кто не идет на урегулирование конфликта.
Теоретически Украина могла бы путем очень больших собственных усилий поднять свою экономику, расплатиться со всеми долгами и стать процветающей страной. Но на практике там правят такие люди, которые халатно относятся к своим деловым обязательствам.
— Украина предложила вариант, согласно которому некая европейская компания могла бы стать посредником при поставках российского газа Украине. То есть Европа покупает газ у России, а затем продает Украине. Что это за вариант? Читатели Pravda.Ru спрашивают, неужели он выдан с подачи Брюсселя?
— Звучит забавно — европейская компания-посредник, которая будет покупать газ у нас. Мне не совсем понятно, что имеется в виду, потому что Украина очень громко последние лет пять говорила о том, что нам нужно уйти от посредников в наших отношениях с Россией, убрать непрозрачные схемы, все непонятные компании, которые стоят между нами и газом. Поэтому странно, если мы возвращаемся к системе посредничества.
Они выдвигали предложение, по которому западные компании могли бы войти в долю в компании-операторе их газотранспортной сети. Возможно, как-то с этим связано.
— Алексей Миллер такой вариант отверг. Настаивает на предоплате и финансовых гарантиях ЕС. Как вы считаете, вопрос 29 октября будет решен положительно для России?
— В отношении Украины очень сложно говорить о том, когда что-либо будет решено. Вспомним, опыт взаимоотношения с Украиной по газовым вопросам последних 15 лет. Стороны заключают контракт сроком на 10 лет, все радуются, улыбаются и все хорошо. И через два года Украина говорит: "Нет, нам этот контракт не нравится, мы хотим больше денег за транзит".
Опять контракт перезаключает. И это серьезный договор, подписанию которого следует серьезная вдумчивая подготовительная работа, обсуждение, встречи. Вот, что можно говорить об этой ситуации, когда Украина не находится в экономическом кризисе, там не идет война, в целом все нормально.
А что можно ожидать от Украины в ситуации жесточайшего политического кризиса, гражданской войны, в ситуации, когда экономика находится практически на грани краха? А что будет после выборов, когда не надо будет сдерживать курс гривны, когда не надо будет с народом заигрывать, предположить очень сложно. Может произойти все, что угодно.
Предположим, что настроение у Украины деловое, "Газпром" может транзитировать газ через территорию Украины и таким образом списывать долг. Потому что "Газпром" не будет платить, а эта сумма, которую должен заплатить, просто списывается из долга. Для Украины это отличный выход, за реализацию которого ей нужно ухватиться руками и ногами.
Потому что от них не требуют деньги, которые они реально должны. Им их готовы простить, и нам не нужна черная экономическая дыра рядом с нами. То есть, Россия может начать бодаться за эти деньги, но это превратит Украину в огромную экономическую дыру, откуда к нам пойдут еще больше беженцев, которые будут постоянным источником проблем.
— В принципе, у Украины денег нет, но есть деньги построить вот этот забор между нами и ними, есть деньги на войну.
— Они не так давно озвучили сумму, которая на войну ушла — около пяти миллиардов долларов. То есть, примерно столько они должны России за газ.
Война началась из-за того, что регионы в Донецкой, Луганской области, захотели федерализации, то есть захотели, чтобы налоговая база на местах была укреплена и так далее. И вместо того, чтобы провести референдум, они начали их бомбить. Сейчас Порошенко подписывает некий закон, который фактически говорит о том, что провели частичную федерализацию. Зачем было людей убивать? Зачем было денег столько тратить?
Украина непоследовательная. Деловые взаимоотношения, базирующиеся на достигнутых договоренностях и исходящие из интересов экономики и интересов населения Украины, — не самая сильная сторона украинской власти, какой бы она не была: Ющенко, Янукович, Порошенко, не важно.
pravda.ru