Главная экономическая тема повестки дня очередного саммита стран Евросоюза - утверждение фискального пакта, любимого детища канцлера Германии Ангелы Меркель. Великобритания и Чехия к пакту не присоединятся.
Очередной саммит ЕС проходит 1 и 2 марта в Брюсселе. Главная его тема - консолидация государственных бюджетов стран сообщества. Первый шаг на этом пути - утверждение так называемого фискального пакта ЕС. Дальнейшие меры по согласованию бюджетной и экономической политики призваны обеспечить экономический рост в Европе. Но уже в преддверии саммита наметились разногласия.
Не будешь экономить, плати штрафы
Фискальный пакт предусматривает, что все подписавшие его страны на национальном уровне принимают закон об ограничении роста государственной задолженности. Структурный бюджетный дефицит - за исключением чрезвычайных и конъюнктурных обстоятельств - не должен превышать 0,5 процента в год. А общая задолженность ограничена 60 процентами ВВП. Серьезные нарушения автоматически влекут за собой санкции, сказано в исходном тексте. Как это будет выглядеть на практике, покажет будущее.
Увязшие в долгах страны должны представлять на рассмотрение Еврокомиссии проекты бюджетов и планы реформ по преодолению дефицита. Они должны заранее ставить Евросоюз в известность о ситуации с долгами. В случаях нарушения фискального пакта одна или несколько стран-участниц могут обратиться в Суд Европейских сообществ в Люксембурге. Германия настаивала на том, чтобы обратиться в суд могла и сама Еврокомиссия. Но это требование не прошло. Проблема и в том, что фискальный пакт является отдельным международным договором и не входит в свод законов Евросоюза.
Был Маастрихтский договор, пришел фискальный пакт
Критики сетуют, что в фискальном договоре мало нового по сравнению с Маастрихтским. Разве что критерии еще жестче. Но вот директор гамбургского Института мировой экономики Томас Штраубхаар (Thomas Straubhaar) напоминает, что Германия и Франция в свое время первыми нарушили требования пакта стабильности и экономического развития. Так почему же другие должны придерживаться условий фискального пакта? А директор Центра европейских политических исследований Даниэль Грос (Daniel Gros) сожалеет, что Германия не сумела настоять на своем требовании записать требования фискального пакта не просто в национальное законодательство, а в конституции стран. Это повысило бы его значение.
Вступить в силу фискальный пакт должен с 1 января 2013 года при условии, что его до этого срока ратифицируют 12 стран. Во многих странах-участницах ожидаются бурные парламентские дебаты. Великобритания уже заявила о том, что к пакту не присоединится, Чехия откладывает решение на будущее.
Споры вокруг Европейского стабилизационного механизма
Постоянный Европейский стабилизационный механизм (ESM) должен прийти на смену Европейскому фонду финансовой стабильности (EFSF) с 1 июля этого года. Но уже сейчас идут споры вокруг объема этого механизма. Первоначально планировалась гигантская сумма в 500 миллиардов евро. И вот перед самым саммитом премьер-министр Люксембурга, глава стран Еврогруппы Жан-Клод Юнкер выступил с требованием довести объем до 750 миллиардов, то есть, EFSF и ESM должны действовать параллельно.
Германия - основной вкладчик в оба стабфонда. Канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) только во вторник сумела добиться в бундестаге одобрения второго транша помощи Греции в 130 миллиардов евро. Начинать сейчас дебаты об увеличении вклада Германии ей не с руки. Поэтому она настаивает на соблюдении графика переговоров. Еще в декабре было решено провести их в марте. Дипломаты в Брюсселе подтверждают, что именно поэтому запланированную сразу после саммита встречу стран еврозоны пришлось отменить.
dw.de