О чем Путин и Макрон говорили с Зеленским
Вчера Владимир Зеленский позвонил в Кремль и в Елисейский дворец. И если верить отчетам на официальном сайте укропрезидента, то разговоры были конструктивными — с Путиным напористо и угрожающе, с Макроном — напористо и убедительно. Оба получили задания слуги украинского народа и теперь будут их выполнять.
На самом деле все было, конечно, не совсем так.
Главная беда Украины по вопросу Донбасса — невозможность выполнения ею минских соглашений, притом, что приходится на них ссылаться. Для внутреннего употребления это нормально — еще со времен Порошенко все местные политики и политологи постоянно косили под дурачков, цитируя краеугольный документ с точностью до наоборот.
Собственно, из-за полной импотенции Киева встречи в нормандском формате, который сформулировал Комплекс мер по выполнению минских соглашений в феврале 2015 года, встречи и прекратились. Нет смысла собираться и что-то обсуждать — все давно изложено и даже оформлено в виде резолюции Совбеза ООН. Не нужно никаких интерпретаций, нужно просто начинать исполнять все пункт за пунктом.
Но для этого должны быть внесены изменения в конституцию Украины (п.11 Комплекса мер). Что же мы читаем в отчете о телефонном разговоре глав двух государств, размещенном на официальном сайте укропрезидента? А вот что: «Владимир Зеленский подчеркнул, что будет защищать права всех украинцев, независимо от того, где они находятся, и для этого нет необходимости вносить изменения в Конституцию Украины».
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы спрогнозировать: президент России встречаться в нормандском формате не станет. Ну, разве что с целью прилюдно повозить нового президента мордой об стол переговоров. Порошенко 2.0 для Донбасса ничем не отличается от первой версии.
Всем понятно, что обещание Зеленского инициировать встречу с Путиным, Меркель и Макроном — не более чем имитация бурной деятельности. По самым принципиальным для Украины вопросам слово нациков по-прежнему весит больше слова президента, в чем мы убедились, когда Зеленский испуганно и оперативно выполнил их ультиматум, отменив телемост Россия — Украина.
Никаких изменений в конституцию, которые требуют минские соглашения, нацики тоже не допустят. Не разрешат даже внести законопроект в Верховную раду, которая вроде бы полностью подчинена верховному главнокомандующему. Поставят очередной ультиматум, и Зеленский тут же отыграет назад.
Мне кажется, Эммануэль Макрон не до конца понимает, что собой представляет современная Украина и кто в ней на самом деле главный. Ангела Меркель, подозреваю, знает, как обстоят дела. однако ей придется поддерживать начинания молодого президента.
А вот у Владимира Путина никаких обязательств перед Владимиром Зеленским нет. Уверен, что французу и немке предстоит его долго уговаривать все же встретиться «на четверых». Примерно так: «Ну что тебе стоит, Владимир…» Непонятно, правда, зачем. Им надо — пусть и встречаются.
Возможно, конечно, что согласится. Чтобы Макрон и Меркель лишний разу убедились, что с нэнькой просто нельзя иметь никаких дел — она невменяема. Вне зависимости от того, кто там играет роль слуги народа.
Павел Шипилин