3.10.2013
Донецкий общественный транспорт продолжает развлекать горожан все новыми скандалами. На днях в Интернете появилось очередное видео, сделавшее еще одного хамоватого контролера чуть более «знаменитым».
Взаимоотношения контролеров и пассажиров общественного транспорта в Донецке с каждым днем все больше походят на советский мультфильм «Ну, погоди!» и все меньше – на общение взрослых цивилизованных людей. И то, что, по словам директора предприятия «Донэлектроавтотранс» Владимира Захарова, с начала 2013 года за нарушение трудовой дисциплины с работой попрощались 14 контролеров, мало повлияло на ситуацию: сообщения о конфликтах с людьми в оранжевых жилетах появляются в местной прессе чуть ли не еженедельно.
«На линии – контроль!»
Вот, к примеру, совсем недавно сотрудница нашей редакции стала невольным свидетелем очередного инцидента: контролер потребовал штраф у женщины, которая по незнанию сунула в компостер сразу два билета, думая, что машинка оставит пометки на обоих. При этом нужно отметить важную деталь: требование оплатить штраф сопровождалось такими эпитетами и метафорами, воспроизвести которые мне не позволят цензура и хорошее воспитание.
Сам я также не раз наблюдал похожие ситуации. Людей, не успевших обзавестись билетом или заком-постировать его по вполне объективным причинам, контролеры хватали за руки, выталкивали из транспорта, оскорбляли последними словами, пугали милицией. В общем, развлекались, как умели.
Все это непотребство, как и многое в нашей стране, идет от банального незнания гражданами действующего законодательства. Для многих это прозвучит как откровение, но у нас существуют утвержденные правительством «Правила пользования трамваем и троллейбусом в городах Украины», где подробно описаны права и обязанности пассажиров, контролеров и кондукторов, которые гражданам, принадлежащим к этим категориям, хорошо бы вызубрить как стихотворения из школьной программы.
Учим матчасть!
В частности, раздел шестой этих правил гласит, что в случае отказа со стороны гражданина платить штраф за безбилетный проезд или провоз багажа (если, к примеру, с собой не оказалось нужной суммы), контролер имеет право высадить его на следующей остановке и только в случае злостного неповиновения – доставить буянящего гражданина в ближайшее отделение милиции. Заметьте, не хватать за руки и вытаскивать из троллейбуса, требуя отдать положенный штраф, а попросить покинуть транспортное средство. Получается, что продолжительные задушевные беседы на тему «плати штраф или в милицию отведу», которые мы ежедневно наблюдаем на остановках, неправомерны.
Помимо этого в правилах четко и ясно указано, что контролер должен иметь служебное удостоверение, нагрудный знак (или форменный оранжевый жилет) и прибор для измерения багажа. Кроме того, при оплате штрафа он должен выдать гражданину квитанцию строгой отчетности, гарантирующую, что деньги не осядут в глубоких карманах оранжевого жилета.
Наконец, в пункте об обязанностях работников городского электротранспорта сказано, что последние должны обеспечивать качественное обслуживание пассажиров, создавать для них необходимые удобства, быть аккуратно одетыми и вежливыми. При этом сами пассажиры должны отвечать транспортникам полнейшей взаимностью.
Клиент всегда прав?
Не так давно Владимир Захаров объяснял журналистам, что заработная плата контролера не дотягивает до трех тысяч гривен. При этом он подчеркнул, что 30% сотрудников – люди с высшим образованием. Но ведь размер зарплаты не может служить оправданием хамского поведения, запугивания пассажиров, а также прямого нарушения своих служебных обязанностей.
Наконец, давайте не будем забывать о том, что общественный транспорт – это, прежде всего, платная услуга. Заселяясь в гостиницу, я не переживаю о том, что с меня потребуют штраф за то, что я не успел оплатить номер. Почему же, заходя в троллейбус, я должен, выпучив глаза, бегать за кондуктором или протискиваться к компостеру, стараясь успеть оплатить проезд до появления контролера?
В пункте об обязанностях пассажира указанных выше правил написано, что пассажир обязан оплатить проезд и закомпостировать билет, а в перечне обязанностей кондуктора говорится, что последний должен эти самые билеты продавать. Однако нигде не написано, что сделать все это нужно до появления контролера.
Очевидно, что городской транспорт не должен работать себе в убыток, а его руководство – не закрывать глаза на расплодившихся «зайцев», но контроль следует осуществлять в рамках закона, чтобы от него не страдали законопослушные пассажиры. В конце концов, пассажир – это, прежде всего, клиент, и отношение к нему должно быть соответствующее. А пока звучащее в салонах троллейбусов предупреждение: «На линии работает контроль!» производит на пассажиров такой же эффект, как пресловутое «Работает ОМОН!» – на бандитов.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ