Минздрав Украины вернулся к обсуждению медицинской реформы, рассчитанной на три года. Один из ключевых моментов — введение обязательного социального медицинского страхования уже с 2017 года. Все версии пронизаны идеей о том, что бесплатная медицина — пережиток прошлого, и спасти нас могут только платные врачи и услуги. Это модель апробирована в развитых странах. Сработает ли она у нас?
Пациент скорее жив, чем мёртв
Депутаты подали уже несколько законопроектов, среди которых № 4456 «Об организации медицинского обслуживания населения в Украине» и № 2409 «Об основах государственной политики здравоохранения».
В защиту реформаторов нужно сказать, что законопроект № 4456 хотя бы даёт определение таких понятий, как «медицинская помощь», вводит новое понятие «медицинская услуга». Одно неясно: какие услуги могут остаться бесплатными, а за что придётся официально платить? А также кому и как.
Что же прогрессивного предлагается внедрить?
Минздрав не вносил от своего имени ни одного законопроекта, но общие принципы реформы озвучил. Первый этап — создание семейной медицины. База прежняя: поликлиники, амбулатории, центры первичной помощи, частные врачи. Но теперь пациент сможет выбирать семейного врача или педиатра самостоятельно, независимо от своей регистрации и места работы врача. Отношения должны будут регулироваться двусторонним договором, в котором пропишут перечень услуг, финансируемых государством. На совести врача диагностика, профилактика, выдача справок, а зарплата будет зависеть от того, сколько договоров он заключит, — предположительно до 2000 человек. В среднем за одну семью врач должен получать 1000 грн в год, или около 210 грн за пациента. Предварительно, по согласованию с парламентом, намечено лицензирование врачей для стимулирования частных практик.
Минздрав предлагает гарантированный пакет медуслуг для всех без исключения граждан. В него должны входить первичная медицинская помощь, экстренная помощь (в том числе в стационаре), основные виды амбулаторных услуг по направлению врача первичного звена, основные виды плановой стационарной медицинской помощи по направлению врача первичного звена или врача-специалиста. Также в пакет должны входить лекарства, используемые в стационарном лечении, с приоритетом назначений врача первичного звена.
В 2018–2019-м начнётся следующий этап — реформирование госпитального звена по принципу автономии медучреждений, сооплаты услуг в учреждениях здравоохранения, с заключением договоров об услугах в рамках гарантированного пакета и внедрением электронного реестра пациентов и системы назначений лекарств. Третий этап в 2020 году завершится реализацией механизма госзакупок и формированием единого медицинского пространства для предоставления гарантированного государством пакета услуг.
Пациент скорее мёртв, чем жив
Финансирование — извечный камень преткновения для наших реформаторов. Минздрав не конкретизирует, откуда возьмутся средства даже на оплату услуг врачей, но категорически не рекомендует доверять их распределение частным компаниям. Этим должна заниматься Национальная служба здоровья, которая будет заключать контракты с медучреждениями.
Депутаты предлагают финансирование за счёт страховых взносов: от местных властей — для детей, пенсионеров и безработных и от работодателей — для работающих. Эти взносы, по мнению одних, должны поступать на счета частных страховых компаний, которые и производят оплату услуг, а контролировать будет государственный уполномоченный орган. Другие согласны с Минздравом и предлагают аккумулировать средства в Государственном фонде. Первая модель стимулирует здоровую конкуренцию на рынке медицинских услуг, но влечёт риск банкротства частных структур. Вторая создаёт иллюзию гарантии сохранности средств плательщика, но попахивает коррупцией.
Реформаторы забывают, что всё это хорошо выглядит в странах с 3–5 % сельского населения, а в Украине такого населения — 40 %. Больницы же в сёлах в последние годы только закрывали. Как сельские жители смогут реализовать страховое право?
«Принцип солидарного страхования, когда население платит процент своего дохода, а потом деньги равномерно распределяются, у нас не сработает, — говорит Сергей Кравченко, ответсекретарь совета Национальной медицинской палаты Украины. — Украина на первом месте по заболеваемости и смертности. Получается, что деньги мы собрать можем, но на всех их не хватит. А по закону государственные институции не могут капитализировать собранные средства. То есть нет возможности, чтобы деньги зарабатывали деньги, а потом лечили людей».
Остаётся открытым и вопрос финансирования и оформления временной нетрудоспособности. Уход от территориального принципа хоронит текущий порядок, а нового не предлагает.
Третье из двух?
Чтобы реформы работали, нужна готовность к ним населения. Предлагаемую модель страхования можно было бы начать с работающих украинцев в возрасте от 18 до 60 лет. Они, как правило, самостоятельны, получают доход и могут активно влиять на своё здоровье, корректировать образ жизни свой и своих детей. А вот незащищённые слои населения — пенсионеры, студенты, нетрудоспособные — должны на переходном этапе получать гарантированную бесплатную медицинскую помощь по старой схеме. После того как новшества начнут работать, можно будет адаптировать новую модель и под них.
Пока идёт обсуждение концепции новой медицины, есть ещё время включить в неё принцип индивидуального подхода к реализации права на лечение, бонусы за здоровый образ жизни, защиту тех, кто не в состоянии оплатить необходимые услуги и медикаменты. Чтобы заниматься не реанимацией нежизнеспособных структур, а действенным оздоровлением населения.
Zavarnik