Что происходит с украинской банковской системой
В свое время, будучи главой НБУ, услышал шутку, что у украинских банков все прекрасно, за исключением того, что они украинские. Теперь эта фраза уже кажется не только не смешной, но и по-настоящему пророческой. Политические катаклизмы и порожденные ими экономические проблемы в стране стали тем ударом по банковской системе, от которого последняя никак не может оправиться.
Как и многие другие отрасли, финансовый сектор застрял в фазе минимизации потерь, поскольку о классической прибыльной деятельности говорить примерно с середины прошлого года не приходится. Второй год подряд депозиты стремительно уходят, а активы ухудшаются. У многих банков капитал отрицательный уже сейчас, однако и это крайне важно, дна они явно еще не достигли.
Результат в целом по системе за первый квартал – 80,9 млрд гривен убытков. Причем если в феврале банки сформировали резервы в значительной степени под влиянием курса доллара, подбирающегося к 30-гривневой отметке, то в марте улучшения финансового результата не произошло, несмотря на откат американской валюты на уровень 23-25 грн/$.
Также показателен разрыв между уставным и регулятивным капиталом. Если на конец 2013 года регулятивный капитал (204 млрд гривен) был выше уставного (185 млрд гривен), то сейчас наоборот – они разнятся в обратную сторону на 66 млрд гривен. Причина в ухудшении качества активов из-за девальвации и прямой потери активов в Крыму и на Донбассе. Правильнее назвать это потерей бизнеса, к сожалению, зачастую физической.
В полной мере оценить экономическую цену конфликта не может сейчас никто, но размер сформированных резервов по активным операциям банков говорит о многом – на сегодня это 322 млрд гривен.
Дальше убытков будет больше, ведь растет доля просроченной задолженности перед банками. На 1 апреля этого года ее доля в общем объеме выданных кредитов составила 17,2%, при том, что на начало 2014 года – ниже 8%.
На сегодня только физлица просрочили выплаты по кредитам на сумму около 50 млрд гривен из общей суммы их задолженности в 205 млрд. То есть каждая четвертая выданная населению гривна в качестве кредита не возвращается в срок. Это официальная статистика. На самом же деле доля просроченной задолженности населения выше и уже составляет процентов 40-45.
По-прежнему плохо и с ресурсной базой. Классически, банки могут полагаться на три источника – население, собственников и НБУ. С недоверчивым к экономическим экспериментам новой власти населением все понятно – с начала 2014 года отток депозитов составил 78 млрд гривен и $11,5 млрд.
В целом по сегодняшнему курсу это 340 млрд гривен. Собственники банков либо в глубочайшем кризисе, если это отечественный бизнес, либо в состоянии глубокого недоверия, если – иностранный. И единственный, кто может помочь, и реально помогает – это НБУ. На конец марта текущего года сумма кредитов банкам и Фонду гарантирования составляет 130 млрд гривен. За чистый календарный год (с февраля 2014 по февраль 2015-го) прирост кредитов рефинансирования составил 23 млрд гривен.
Это тенденции в целом по рынку. Однако не все банки пользуются одинаковой благосклонностью регулятора. С начала марта прошлого года львиную долю кредитов рефинансирования на срок свыше 30 дней получили Приватбанк и два госбанка (Ощадбанк и Укрэксимбанк). Вместе эти три банка выбрали почти половину «длинных» кредитов рефинансирования. И не секрет, что именно эта поддержка и позволяет им оставаться на плаву.
В целом банковскую систему можно условно сегментировать на три группы:
Государственные банки и примкнувший к ним Приватбанк, который too big to fail. Эта группа получает максимальную ресурсную поддержку.
Банки с иностранным, в частности, российским капиталом, которые справляются пока сами. Хотя и показывают в целом убытки, но рынок держат.
Остальные. Тут, как в известной песне: «ни любви, ни тоски, ни жалости». С начала 2014 года с рынка выведено в разной форме 47 банков, это говорит о многом.
Политика НБУ с точки зрения стороннего наблюдателя кажется правильной: чистка системы, поддержка ликвидности – шаги строго «по книжке». Однако отечественная реальность внесла свои коррективы: шаги были зачастую несвоевременными, а иногда и вредными.
Вспомнить хотя бы напрасную поддержку банков, которые сейчас являются громадной головной болью Фонда гарантирования вкладов: на слуху VAB, «Форум», «Дельта», «Надра» и Имексбанк. Плюс политика регулятора была густо приправлена откровенными глупостями, которые усугубили отток вкладов и добили остатки доверия к банковской системе Украины у иностранных инвесторов.
Что делать НБУ, я писал неоднократно. Если коротко: нужно снимать валютные ограничения, срочно завершать процесс вывода неплатежеспособных банков и проводить точные и эффективные операции на рынке. Пока же процесс реорганизации банковского сектора в исполнении регулятора выглядит, как отрезание хвоста собаке по кусочкам: с максимальной болью и визгом. И самое печальное то, что конца и края ему не видно.
forbes.ua