Наша страна готовится к тому, чтобы внедрять у себя новые технологические регламенты, соответствующие европейским требованиям. Между тем Украина уже имеет целый ряд обязательств по «приведению в соответствие» показателей целых отраслей, справиться с которыми не может уже не первый год. Примером тому – теплоэнергетика.
В минувшем году теплоэлектростанции стали основными стационарными источниками выбросов вредных веществ в атмосферу (39,1%) в Донецкой области. Но присоединившись к Европейскому энергетическому сообществу, наше государство взяло на себя обязательства выполнить требования директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза «Об ограничении выбросов некоторых загрязняющих веществ в атмосферу от крупных установок сжигания», согласно которой к 31 декабря 2017 г.
Украине необходимо в 20 раз сократить выбросы вредных веществ в атмосферу. Если валовые выбросы в 2009 г. составили 1127 тыс. т, то в соответствии с требованиями директивы к началу 2018 г. они должны быть сокращены до 56 тыс. т.
Меняйте «матчасть»
Необходимо отметить, что подавляющее большинство тепловых электростанций Украины введено в эксплуатацию в 1960-1980 гг. прошлого века. В то время концентрация вредных веществ в сбросовых дымовых газах не подлежала нормированию. Дымовые газы предполагалось очищать только от золы в электрофильтрах или аппаратах мокрого типа. Серо- и азотоочистные установки еще не были достаточно отработаны даже в технологически развитых странах. Считалось, что необходимые санитарно-гигиенические условия можно обеспечить за счет рассеивания вредных веществ через высотные дымовые трубы.
Выполнение норм указанной выше директивы Евросоюза усложняется тем, что функционирование украинских тепловых электростанций связано с рядом негативных аспектов. Большинство ТЭС находятся в эксплуатации 40-50 лет, отработали по два нормативных парковых ресурса (свыше 200 тыс. часов), предельно изношены.
К тому же тепловые электростанции Украины укомплектованы энергоблоками с очень тесной застройкой, на которых земельные площади для строительства серо- и азотоочистных установок в то время не предусматривались. Кроме того, до 50-60% электроэнергии в Украине производят атомные электростанции, работающие в базовых режимах, поэтому суточные, выходные, сезонные графики нагрузок в энергосистеме Украины регулируются с помощью ТЭС (практикуются частые остановки котлов на ночь, в выходные, с повторными пусками); из-за этого много котлов используется менее 3000 ч/год. Эти непроектные, низкоэкономичные маневрово-пиковые режимы со значительным количеством пусков и остановок служат причиной дополнительного износа оборудования теплоэлектростанций.
Из-за устарелости, изношенности, непроектных пиково-маневренных режимов работы на тепловых электростанциях Украины возникают большие перерасходы топлива: на 17,4% – по сравнению с 1980 г., на 28,6% – по сравнению со средним мировым уровнем и на 38,7% – по сравнению с современными новыми технологиями сжигания, что пропорционально увеличению вредных выбросов.
Кому решать?
Зарубежный опыт говорит о том, что существуют следующие основные пути неуклонного снижения выбросов вредных веществ от теплоэнергетических установок: внедрение экологически безопасных установок, базирующихся на современных технологиях более эффективного сжигания топлива (котлы циркулирующего кипящего слоя, внутрицикловая газификация угля и т.п.); внедрение высокоэффективных газоочистительных установок при факельном сжигании в котлах; повышение эффективности энергетического производства путем использования новейших теплосиловых установок для минимизации топливоиспользования и, соответственно, уменьшения образования вредных выбросов.
Возникает и такой логичный вопрос: кто будет финансировать выполнение всего комплекса работ? Государство взяло курс на приватизацию тепловой генерации. При этом менеджмент частных компаний уже предупреждает о том, что выполнить европейские требования в срок им не удастся. «Сегодня мы должны честно сказать и себе, и нашим европейским партнерам, что выполнить это невозможно. Ни с точки зрения объема инвестиций (по нашим расчетам, это около $13-15 млрд. на угольные блоки), ни по времени, которое для этого необходимо. 40-50% электроэнергии в Украине в ближайшие 10-20 лет будет вырабатываться на технологии сжигания угля. Осуществляемая сейчас программа реконструкции таких блоков, большинство из которых являются устаревшими, – это временное решение на 10-15 лет», – отмечал весной текущего года один из топ-менеджеров крупнейшей частной энергогенерирующей компании.
Примером для нас может быть энергетика соседней Польши, решавшей в свое время подобные проблемы. Когда польские специалисты увидели, что не укладываются в указанные сроки, они согласовали с соответствующими структурами Европейского союза необходимость отсрочить полное выполнение работ по внедрению газоочистного оборудования на своих ТЭС.
Энергетика Украины должна выбрать апробированный путь. Иначе нас исключат из членов Европейского энергетического сообщества, чего нельзя допустить.
Денис ПЛОВИН