– В конце 1998 года наш дом сдали в эксплуатацию, – рассказывает Юлия Голенок. – Квартиры в нем получили семьи горняков, погибших на шахте им. А.А. Скочинского, чернобыльцы и те, кто стоял в очереди на улучшение жилищных условий. Здание возводилось не один год, но после трагедии на угольном предприятии его в спешном порядке достроили. Кирпичный дом, автономная котельная, одним словом, комфортные условия. Но через три года начались проблемы. Стены в квартирах стали трескаться, промерзать, периодически случались порывы труб в подвалах.
Оценка технических конструктивов здания была сделана с учетом новых государственных строительных норм, которые изменились в 2006 году. В Донецке 92% всех ранее построенных домов не соответствуют новым нормам».
Поначалу работники коммунальных служб попросту отмахивались от жалоб жильцов, считая, что в новом доме не может быть серьезных проблем. Многочисленные обращения не давали никакого результата.
– В квартирах просто невозможно жить. Зимой холодно, и с каждым годом стены покрываются все большим количеством трещин. Мой сын с семьей жил у меня несколько лет, но когда у них появился ребенок, они переехали. Из-за холода в квартире полуторагодовалый внук спал в зимнем пальто, – говорит Михаил Захарченко, жилец квартиры № 1.
По словам Михаила Давыдовича, работники управляющей компании «Горняк – 2005» формально подходят к своим обязанностям.
– С большим трудом добился, чтобы на трещину, образовавшуюся на потолке, поставили маяк, специальное приспособление, позволяющее следить за дальнейшей деформацией. Раз в месяц они должны приходить и проверять. Однако за все время никто этого не делал. Даже на мое заявление, что маяк начал разрушаться, никто не отреагировал, а когда он просто выпал, то обвинили меня, что это я его испортил, – признался М.Захарченко.
Услышать комментарии от представителей управляющей компании нам так и не удалось. Начальник был на выезде, а работники без его согласия давать оценку происходящему отказались.
Среди основных причин такого технического состояния называют низкое качество выполненных строительно-монтажных работ, эксплуатацию здания с неисправной кровлей и коммуникациями.
Журналист «Жизни» связался с начальником отдела эксплуатации управления жилищного хозяйства города Донецка Еленой Кузнецовой и попросил прокомментировать ситуацию.
– Мы серьезно занимались в прошлом году этим зданием. Было проведено обследование, дано техническое заключение, где написано, что общее состояние дома удовлетворительное. Выявлены незначительные нарушения в эксплуатации дома и в техническом состоянии. Все приведено в соответствие. Оценка технических конструктивов здания была сделана с учетом новых государственных строительных норм, которые изменились в 2006 году. Дом был построен гораздо раньше и соответствовал прежним нормативам. В Донецке 92% всех ранее построенных домов не соответствуют новым нормам. Деформационный шов в здании один и он утеплен согласно рекомендациям. Остальное – это сквозное пространство. По просьбе жителей мы закрыли с одной стороны, чтобы меньше сквозило. На трещины ставим маяки, но они не рушатся. Значит, это не деформационные трещины, – объяснила Елена Викторовна.
Жители подтверждают, что в прошлом году городское управление жилищно-коммунального хозяйства заказало ЧАО «Институт Донбассреконструкция» оценку технического состояния дома. Эксперты констатировали наличие повреждений – трещин в кладке наружных стен, замачивание конструкций атмосферными осадками и утечки из водонесущих коммуникаций. А среди основных причин такого технического состояния называют низкое качество выполненных строительно-монтажных работ, эксплуатацию здания с неисправной кровлей и коммуникациями. И дает свои рекомендации, как устранить имеющиеся недочеты. Среди них и утепление деформационных швов.
– Это требование управляющая компания частично выполнила. Правда, не так, как рекомендовали специалисты. Закрыли лишь с одной стороны. В итоге это не дало необходимого результата, – продолжает Юлия Голенок.
В письменных ответах из различных инстанций, которые практически ничем не отличаются друг от друга, жильцам сообщают, что в прошлом году из шести подъездов отремонтировали три. Руслан Дмитерко, житель 3-го подъезда, называет эту информацию ложью.
– Да, в двух других ремонт есть, а в нашем нет. Посмотрите, штукатурка отваливается, стены мокрые возле электропроводки, это опасно, может и замыкание произойти, – негодует Руслан.
Сергей Порфириев, жилец квартиры №60, считает, что находиться в доме небезопасно.
– Посмотрите, какие трещины в стенах, у меня без труда входит отвертка. Ремонты делать уже устал. Обои просто не держатся. Да что там обои, двери падают. Не так давно мою жену едва не придавило дверью на кухне. Хорошо, что я был рядом, – рассказал Сергей Васильевич.
Коммунальники же упорно не желают обращать внимание на проблемы. Жильцы боятся, что такое безразличие может со временем привести к трагедии.
– Страшно жить в доме, где трещат стены. Неужели должно рухнуть здание или обвалиться стена, чтобы проблему начали решать? – возмущается Юлия Голенок.
Дарья КИРДОДА