В современном календаре есть и великий праздник, перешедший к нам из так называемой советской эпохи. Он стойко вынес испытание временем и недавними объективными историческими событиями, выдержал, поскольку давно стал истинно народным, общегосударственным, и величие его никаким годам неподвластно. 9 Мая – День Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками – навсегда останется в наших сердцах, в нашей памяти и в учебниках отечественной истории!
События Великой Отечественной войны отдаляются во времени, фронтовиков, завоевавших победу в ней, остается все меньше, неумолимый ход жизни никто не в силах изменить. К счастью, есть еще среди нас непосредственные участники боевых действий, очевидцы той страшной войны, и воспоминания их представляют великую ценность для современного поколения. Георгий Сергеевич Радионов родился в 1925 г. в городе Сталино, так назывался тогда Донецк. Простая большая семья – отец, мать, пятеро детей, 4 дочери и сын Георгий – жила на Путиловке.
Началась война, эвакуироваться не получилось, в последнем эшелоне им не хватило места, вынуждены были остаться в городе, к которому уже подходили немцы. Чувствуя себя полными хозяевами, гитлеровцы выгнали из трехкомнатной квартиры многодетную семью прямо на улицу. Сосед приютил их в своем маленьком флигельке. Старшую сестру оккупанты отправили батрачить в Германию. Такая же участь ждала и Георгия. У паренька и у семерых его близких друзей забрали паспорта и оставили пока работать в немецкой комендатуре. Конвоиром ребят был немец.
Г. Радионов вспоминает: «Вроде не эсесовец, простой солдат, но фашист настоящий, лютый и безжалостный. Длинной тяжелой палкой нещадно избивал нас за малейшую провинность». Пожилой человек, немного смущаясь, говорит: «Подвигов я никаких не совершал и в партизанах не числился». Но…
На двух грузовиках ребята перевозили уголь от железнодорожной станции до объектов, указанных немецким начальством. Четыре паренька на одну машину, лопатами загружали уголь в кузов, доставляли топливо до места и там разгружали машины. Трудились от зари до зари, для полуголодных мальчишек – это тяжелая работа, да и надзиратель не давал передохнуть ни минуты. Однажды привезли они топливо к подвалу комендатуры, а на дне его увидели нашего военнопленного. Изможденный от голода и изнурительного труда, мужчина взмолился: «Ребятки, я здешний, из Красноармейска, помогите мне бежать, иначе вот-вот от голодной смерти сгину». Г. Радионов и трое его товарищей решили между собой, что риск большой, но человека, тем более своего земляка, спасти нужно, и придумали, как это сделать. Назад для очередной загрузки всегда ехали в пустом кузове, в нем находились только ящик с запасной шиной да лопаты, вот там и договорились спрятать военнопленного. Одежду для него подготовили заранее, понимая, что лохмотья, оставшиеся от формы красноармейца, тут же выдадут беглеца. Георгий попросил у отца старенький пиджак, а его дружок отдал одни из двух имеющихся у него брюк. Разгрузили машину и дали знак пленному. Он мигом забрался в кузов. Ребята спрятали его в ящике и как ни в чем не бывало уселись сверху.
События Великой Отечественной войны отдаляются во времени, фронтовиков, завоевавших победу в ней, остается все меньше, неумолимый ход жизни никто не в силах изменить. К счастью, есть еще среди нас непосредственные участники боевых действий, и воспоминания их представляют великую ценность для современного поколения.
Г. Радионов вспоминает: «Машину водил то ли бельгиец, то ли голландец, да какая разница, человек явно хороший». Он видел все, но пареньков не выдал и при проверке сказал немецкому охраннику, что в машине, кроме грузчиков, никого нет. Ребята проводили спасенного до станции и рассказали, как добраться до Красноармейска. Прощаясь, солдат благодарил и плакал. Он прекрасно понимал: ради него мальчишки пошли на большой риск, если бы немцы обнаружили, кто помог бежать военнопленному, расстреляли бы всех.
Наступил сентябрь 1943 г. И вместе с ним – долгожданное освобождение Донбасса от оккупантов. 15 сентября Г. Радионов был уже на призывном пункте под Марьинкой. Новобранца определили в пехоту, выдали боекомплект: винтовку, полный патронташ, две гранаты. При большой нехватке снаряжения это считалось редкостью. Обмундирование тоже первоклассное: каска, шерстяные обмотки и шинель из английского сукна. Фронтовик шутит: «Из такой ткани девчонкам только юбки шикарные шить, а у меня шинель из нее». Несколько дней обучения – и присяга на верность Родине, боец принял ее под Пологами в Запорожской области. В первый бой с ом вступил под Токмаком. Он оказался неудачным для молодого красноармейца, его ранили, правда, легко. Горько было на душе, поскольку этот первый бой оказался последним для его закадычного дружка детства, с которым вместе освобождали нашего военнопленного.
После недолгого лечения Георгию предложили служить в разведке, он без колебаний согласился, хотя опасность там намного больше. В первой же операции добыли языка. За нее и награда, тоже первая – медаль «За отвагу». До конца войны солдат служил в маршевой роте, авангарде наших войск. Риск огромный, рота всегда шла впереди, шла в неизвестность, изучив обстановку, докладывала о ней советскому командованию.
Удивительный и необыкновенный человек Г. Радионов. О страшной войне ХХ века рассказывает «легко и просто, вроде не участвовал он в тяжелейших сражениях, в таком, например, как Висло-Одерская операция, лишений никаких не испытывал и смерть не ходила ежеминутно по его пятам». Говорит, что воевал за Родину, бил фашистов и подвигов особых не совершал, только две медали «За отвагу» и орден Славы 3-й степени мешают в это поверить, боевые награды зря не давали никому. Да еще три ранения, последнее – самое тяжелое. В сражении под Бреслау, ныне Вроцлав, солдату сильно раздробило грудную клетку, выбило два ребра и осколок застрял в ней, он и сейчас остается там. Таких людей называют оптимистами по жизни, даже о смертоносном куске немецкого металла, застрявшем в его груди, фронтовик говорит шутливо и ласково: «Он у меня хороший попался, послушный, сидит смирно и особых хлопот не доставляет». Ранили бойца 11 апреля 1945 г., на этом и война для него закончилась. Находясь в санитарном эшелоне, услышал шквальный огонь зениток из поезда, стоящего напротив. Это девчонки, обслуживавшие орудия, палили в небо и, словно обезумев от радости, вопили: «Победа, победа»! Г. Радионов подлечился, вернулся домой, отказался от группы по инвалидности, поскольку пенсию фронтовику назначили в 120 руб., а буханка хлеба стоила тогда 150, и стал работать шофером. Он вырастил троих детей, троих внуков и помогает воспитывать троих правнуков. Бывшему солдату уже 88, но он был и остается патриотом родной земли, считает своим долгом встречаться с молодежью и, пока есть силы, рассказывать ей правду о пережитой страшной войне и бороться с исторической несправедливостью, с которой сталкивается ныне все чаще и чаще.
Галина ПОНОМАРЕВА