Накануне Дня журналиста Елена Бондаренко встретилась с коллегами из региональных СМИ и рассказала о последних тенденциях в отрасли. Прежде всего, журналистов интересовали перспективы разгосударствления коммунальных и государственных медиа.
Народный депутат отметила, что только за последний месяц в комитет по свободе слова и информации поступили сразу три законопроекта, касающиеся разгосударствления СМИ.
В некоторых из них содержатся предложения решить проблемы этих СМИ за счет государственного бюджета (например, депутаты С.Курпиль и И.Геращенко предлагают бессрочную бесплатную аренду помещений для редакций, выкуп этих помещений по балансовой стоимости, сохранение государственного стажа для журналистов, проработавших в государственных и коммунальных СМИ более 15 лет). Елена Бондаренко отметила, что когда речь идет о нагрузке на госбюджет, такие законопроекты рассматриваются очень внимательно. И для комитета важно мнение самих журналистов по этому поводу. Пока что от них нет обратной связи, и она призвала активнее обсуждать законопроекты и предлагать свои поправки.
Далее депутат перешла к вопросу саморегуляции. «Если говорить о том, чего ожидает Европа от Украины накануне подписания договора об ассоциации, то в списке ожиданий есть пункты и о журналистах, – сказала Елена Бондаренко. – Наряду с тем, что нас обвиняют в несоблюдении прав журналистов на центральном и региональном уровнях, уже говорят и об ответственности журналистов. В рамках ОБСЕ Украина предложила разработать и ввести этический кодекс работы сотрудников медиа».
Европейская комиссия по правам человека установила «тройственный критерий» регулирования работы СМИ: соответствие действующему законодательству, отсутствие угроз демократии. охрана прав личности.
Как это может выглядеть, если перенимать опыт других стран? В Великобритании существует общественное телерадиовещание (Би-Би-Си), у которого есть регламент работы журналиста. В числе прочего он предполагает финансовую ответственность за «ляпы». Это так называемые внутриредакционные штрафы. Они накладываются на журналиста за распространение неправды или в случае нанесения ущерба репутации СМИ.
В ФРГ и Франции существует институт редакционной политики. Иными словами, разработан документ, четко фиксирующий права и обязанности владельца, а также нанятых сотрудников редакции. И при подписании контракта с работником описываются все его права и обязанности, которые исключают даже участие журналиста в акциях протеста как рядового гражданина, поскольку считается, что это порочит честь СМИ как объективного и независимого.
Елена Бондаренко обращает внимание, что ОБСЕ советует Украине использовать опыт таких стран, как Швеция, где работает омбудсмен (должностное лицо, контролирующее соблюдение прав человека). И наш омбудсмен могла бы взять на себя миссию «третейского судьи», который разбирает конфликты с участием журналистов и СМИ, чтобы не доводить их до суда.
Европейская комиссия по правам человека установила так называемый «тройственный критерий» регулирования работы средств массовой информации, продолжает депутат. Во-первых, соответствие действующему законодательству. Во-вторых, отсутствие угроз демократии. В-третьих, охрана прав личности. И они еще раз подчеркивают, что журналист должен нести ответственность за достоверность распространяемой информации.
Основной принцип – лучше установить контроль самих себя, чем получить контроль со стороны других...»
Сейчас отношение к журналисту в Европе иногда доходит до абсурдных норм, считает Елена Бондаренко. Например, в Румынии пытались ввести психиатрическую экспертизу для журналистов. В Великобритании был создан орган, названный «министерством цензуры», – это совет, который рассматривает жалобы граждан в отношении работы журналистов. А в Италии главу управления кадров издания посадили в тюрьму за ложь. К счастью, в Украине случаи ужесточения ответственности журналистов пока являются инициативой отдельно взятых депутатов или политиков. Большинство их не поддерживает. Но стоило задуматься, когда в прошлом году в Верховную Раду был подан законопроект об уголовной ответственности за клевету. Есть риски времени, считает Бондаренко. Если сейчас журналистское сообщество не введет орган саморегуляции, этим может заняться кто-то другой. «Потому что наша комиссия по журналистской этике не работает, по крайней мере о ее деятельности давно не слышно», – говорит депутат, отмечая, что самое худшее, если такой регуляцией займутся политики и государство.
Опыт других стран показывает, что они по-разному формируют комиссии, призванные рассматривать жалобы в отношении СМИ. В некоторых странах в комиссиях заседают представители общественности или даже обычные граждане, в других – представители СМИ из разных регионов.
В Великобритании существует моральный суд. Авторитетные журналисты вместе могут выносить моральное осуждение действиям того или иного СМИ, если оно нарушило стандарты журналистской этики.
Также в большинстве стран ЕС действуют Советы по делам прессы. Формируются они по разным принципам. Есть такие советы в Германии, Австрии, Нидерландах, Швеции, Великобритании, Норвегии, Австралии. В отдельных странах такие советы даже имеют право налагать штраф на издание. Штрафы начинаются от четырех тысяч долларов. Большинство советов разработали национальные кодексы прессы. В Украине есть что-то подобное, но в большинстве случаев наш кодекс не работает.
Подводя итоги встречи, Елена Бондаренко отметила: «Основной принцип – лучше установить контроль самих себя, чем получить контроль со стороны других». Она также процитировала статью 19 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Реализация прав журналистов связана с особыми обязанностями. В силу этого они могут подвергаться различным ограничениям того рода, что требует закон и необходимость уважения прав и репутации других».
Те тенденции, которые проявились в других странах, вскоре проявятся и в Украине, считает депутат. «И чтобы потом это не принимало какие-то уродливые политические формы, стоит задуматься, как мы вместе с Национальным союзом журналистов можем уже сейчас вырабатывать некие стандарты и инструменты для саморегуляции рынка, чтобы политикам там не было места», – предлагает депутат.