Предприятия, обещающие гражданам предоставить денежные кредиты без залогов и справок о доходах, а на поверку оказывающиеся чем-то вроде финансовых пирамид, существуют в Украине не первый год и, как выяснилось, живут припеваючи.
Чтобы разобраться в том, что же они собой представляют и каким образом обманывают своих клиентов, корреспондент «Жизни» встретился с бывшим клиентом одной из таких фирм.
Незатейливая история
История моего собеседника оказалась незатейливой, как молоток. На профильных интернет-ресурсах таких десятки, если не сотни. Инвалиду I группы срочно понадобились деньги: «Обращаться в банк было некогда, но в одной из газет мне попалось объявление фирмы, готовой выдать нужную сумму в течение двух дней. Еще и с низкой процентной ставкой».
Офисом фирмы оказалась небольшая комнатка, в которой клиента встретила молодая девушка. Ничего, кроме столов и стульев, в крохотном помещении не было.
«Большего для того, чтобы убедить клиента подписать договор и не нуж-но, – комментирует бывшая сотрудница кредитного учреждения Татьяна (имя изменено), – примерно раз в полгода сотрудники переезжают в новое помещение, а предприятие регистрируется под новым именем. Бывали случаи, когда клиенты, уже наступавшие на эти грабли, приходили в новый офис и вновь подписывали договор».
Поддавшись уговорам, герой нашей истории подписал договор. Не насторожило его и требование уплатить комиссию в 2200 гривен еще до получения кредита. Но ни через два дня, ни через две недели обещанные средства на счет не пришли. Вместо денег мужчина получил письмо с требованием выплатить ежемесячный взнос в размере 750 гривен.
Как обманывают?
«В нашей фирме было иначе, – говорит Татьяна. – Клиенту сообщали, что деньги он получит через две недели после того, как ему выделят эксперта, который привезет их из центрального офиса. А первый платеж обосновывался оплатой услуг персонала фирмы. Естественно, никакого эксперта не было».
Поняв, что стал жертвой аферы, потерпевший решил забыть о случившемся, однако еще полтора года находил в почтовом ящике письма с требованием внести ежемесячный платеж. Итогом этой истории стало уведомление о расторжении договора. Первоначальный взнос, конечно же, никто не вернул, а жалобы предлагалось присылать на абонентский ящик в город Львов.
По словам Татьяны, стать обманутым клиентом очень просто: «Текст договора распечатан на четырех страницах, да еще мелким шрифтом. И всего два пункта из многих таят в себе так называемые крючки. Сотрудников принимают на работу, исходя из умения «вешать лапшу на уши». Бывало, клиенты брали кредиты на сумму более миллиона гривен. И это были совсем не доверчивые пенсионеры. Кредиты получали только те, кто выплатил уже половину суммы, и только когда в казне набиралось нужное количество средств. Принцип пирамиды».
После случая в Донецке милиционеры назвали «Альянс Украина» кредитным союзом. Это вызвало возмущение Национальной ассоциации кредитных союзов Украины, опубликовавшей официальное заявление, из которого следует, что «Альянс Украина» и другие подобные фирмы не имеют к ним никакого отношения.
Не кредитный союз!
«Перед тем как заключать договор, необходимо взять копию и ознакомиться с ней дома, чтобы иметь представление, на каких условиях вы получите кредит, – рекомендует адвокат Нина Куснер. – Если в договоре имеются ссылки на положения или правила, необходимо также взять копии и после заключения договора хранить у себя. В случае если представители фирмы отказывают в предоставлении договора и сопутствующих документов, а очень торопят с подписанием без ознакомления с условиями, скорее всего вы имеете дело с мошенниками».
Замечу, что после недавнего случая в Донецке, правоохранители назвали «Альянс Украина» кредитным союзом. Сей факт вызвал возмущение Национальной ассоциации кредитных союзов Украины, опубликовавшей официальное заявление в адрес милиционеров и СМИ. Речь в нем идет о том, что «Альянс Украина» и другие подобные фирмы не имеют никакого отношения к кредитным союзам. За разъяснениями корреспондент «Жизни» обратился к президенту Национальной ассоциации кредитных союзов Украины Петру Козинцу.
«Согласно законодательству, финансовые организации могут быть банковскими и небанковскими. К последним относятся и кредитные союзы, – объясняет президент ассоциации, – их деятельность жестко регламентирована. Но сегодня на рынке существует масса непонятных структур, предоставляющих финансовые услуги. Что касается случая в Донецке, я поражен тем, что эта контора находилась в центре города, рядом с силовым ведомством, а все здание было обвешано рекламой их деятельности, и ни у кого не возникло никаких вопросов».
Что такое «Альянс Украина»?
По словам Петра Козинца, филиалы этой фирмы разбросаны по всей стране: «Правоохранительные органы не интересовались их работой, но когда «запахло жареным», списали все на кредитные союзы. У меня нет слов. Все союзы Донецка занесены в реестр и имеют соответствующие лицензии».
Козинец утверждает, что выявить мошенников просто: «Во-первых, союзы не требуют три тысячи гривен предоплаты. Чтобы взять кредит в таком учреждении, нужно стать его членом. Вступительный взнос составляет от 5 до 40 гривен. При выходе из союза нужно уплатить обязательный пай, от 5 до 20 гривен. Во-вторых, кредитный союз должен иметь свидетельство о занесении в реестр. В-третьих, я занимаюсь этим уже 20 лет и не видел ни одного офиса союза, где не было бы ничего, кроме столов и стульев».
Так что же такое «Альянс Украина», и почему им так долго не интересовались правоохранители? Этот вопрос я задал начальнику отдела по борьбе с преступлениями в финансовой сфере УГСБЭП ГУ МВД Украины в Донецкой области Александру Калистратову.
«Данное предприятие оказывало финансовые услуги в сфере администрирования финансовых активов для приобретения товаров в группах, – объясняет милиционер, – как таковая эта деятельность не является уголовно наказуемым деянием. В мире приобретение товаров в группах существует уже несколько столетий и является таким же привычным механизмом финансирования, как банковский кредит. К примеру, в Украине данная форма применяется с 1998 года. Если фирма работает честно, у нее отлажен механизм действия, а клиент, принимая условия договора, соглашается с ними, у него есть все шансы получить желаемый кредит или товарно-материальные ценности».
Милиционер уточняет, что дело даже не в том, что клиента вводят в заблуждение при подписании договора, ведь тот соглашается с условиями: «Другое дело, куда потом уходят клиентские взносы? На каком основании один вкладчик получил деньги, а другой нет? Наконец, по какому принципу устанавливается очередность займов?».
Отвечая на вопрос о том, как подобная организация смогла просуществовать достаточно долго, милиционер сказал: «Такие организации не запрещены законом, но с конца 2012 года подлежат обязательной регистрации. Мы осуществляем мониторинг СМИ, интернет-ресурсов и объявлений о выдаче кредитов, потому знали об этой фирме и уже занимались ею. Но поймите, досудебные следственные действия занимают не пять дней. Чтобы определить, где проходит тонкая грань между мошенничеством и гражданско-правовыми отношениями, нужно допросить около 700 человек, уточнить множество нюансов».
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ