Парламент делает шаг навстречу утверждению свободы слова в Украине. Речь идет о двух законах, которые очень давно ждет медиа-сообщество: об общественном телевидении и о разгосударствлении СМИ.
В чем смысл этих законов, рассказала первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации, народный депутат Украины от Партии регионов Елена Бондаренко.
В сеть общественного телевидения войдут национальная телекомпания, у который в данный момент два канала («Первый национальный» и «Культура»), национальное радио с тремя каналами (молодежный «Проминь», культурно-просветительский и общественно-политический). Также присоединятся Всемирная служба радиовещания, ТРК «Крым» и областные ТРК. Они и составят основу для развития общественного телевидения, рассказывает Е.Бондаренко. Их имущество также отойдет на баланс общественного телерадиовещания.
«В законопроект мы внесли самое лучшее, что было в мировой практике, хотя надо признать, что сфера общественного вещания находится сейчас в упадке. Увы, оно не может конкурировать по привлечению зрителей с коммерческими каналами, – говорит народный депутат. – Поэтому на нынешнем этапе я бы не приписывала будущему общественному каналу высокие рейтинги и успешность. Хотя общественное вещание несет в себе огромную воспитательную и просветительскую функцию. Это будет канал для определенной аудитории, настроенной на вдумчивое восприятие».
«Если мы говорим о создании общественного телевидения, то больше всего споров возникает вокруг трех вопросов: по каким принципам будет создаваться национальный совет для руководства этим вещанием, как телевидение будет отчитываться перед обществом и за счет каких средств будет финансироваться», – объясняет Елена Бондаренко.
Кто войдет в наблюдательный совет? Вначале предлагалось делегировать туда представителей политических сил. Но это было бы уже похоже на парламент. В итоге от такой идеи отказались. Новая идея – в наблюдательный совет делегируют представителей общественных организаций, которые действуют в сфере образования, науки, журналистики, спорта, творчества, правозащитной деятельности, защиты детей, инвалидов, местного самоуправления.
Второй вопрос – оплата работы канала. Было предложение, чтобы граждане оплачивали абонентскую плату. «Я эту идею поддерживаю, но я в меньшинстве, – говорит Елена Бондаренко. – Считаю, что если зрители будут чувствовать какую-то финансовую сопричастность к каналу, это пойдет на пользу всем». Однако более вероятным выглядит выделение средств из бюджета. Предложение профильного парламентского комитета – чтобы на финансирование общественного телевидения уходило в год не менее 0,2% бюджета. «Это очень большие средства, которые намного превышают нынешнее финансирование государственного телевидения и областных ТРК», – объясняет народный депутат.
Предполагается, что первые четыре года общественное телевидение будет жить за счет бюджета. Потом возможно подключение других источников – абонентская плата, благотворительные взносы.
Это будет телеканал без рекламы. Не менее 75% эфира – программы национального производства или производства европейских стран, подписавших конвенцию о трансграничном телевидении.
Второй важнейший законопроект – о разгосударствлении государственных и коммунальных СМИ. Эти редакции находятся сейчас на пороге революции.
Процесс разгосударствления будет проходить довольно тяжело, обещает Елена Бондаренко. Из состава соучредителей СМИ выйдут все органы власти, а сами редакционные коллективы отправят в свободное плавание. Дается два года, чтобы это было оформлено «добровольно», потом процесс станет принудительным.
Чтобы не было махинаций с коммунальным имуществом, которое полностью передается на баланс редакций, создается специальный государственный реестр. Будут запрещены любые операции финансового плана, направленные на отчуждение имущества.
Если коллектив захочет сократить свои ряды, он сможет это сделать при перерегистрации, и при этом уволенные работники получат весь социальный компенсационный пакет.
Закон вступит в силу в течение трех месяцев с момента подписания президентом.
Если у редакции нет собственного помещения (например, она находится в областной администрации), ей будет предоставлено право занимать существующее помещение в течение 15 лет на правах аренды по ставкам, которые платят коммунальные предприятия.
Журналисты государственных и коммунальных СМИ имели преимущества при выходе на пенсию – их работа в редакциях приравнивалась к государственной службе и они получали пенсию как госслужащие. Это правило предполагается сохранить, даже если редакция больше не будет являться коммунальным СМИ, – при выходе на пенсию в течение дальнейших четырех лет (пока работает такой закон), работник редакции получает те же льготы, что и его коллеги при уходе из государственных СМИ.
«Понятно, что какая-то часть СМИ не выживет, – предупреждает Е.Бондаренко. – Но здесь главное – не финансовый фактор, а человеческий: все зависит от того, какой в издании руководитель. Ведь в мире не все проекты успешны на всех этапах своего существования. Если вы будете относиться к редакции как к бизнесу, необходимо научиться конкурировать с частными медиа и строить работу эффективно. Никто гарантий благополучного будущего никому не даст».
Оба законопроекта не являются «обязательными» для принятия к Вильнюсскому саммиту в ноябре 2013 года. Это, можно сказать, добрая воля нынешней власти, которая понимает всю важность подобных реформ, говорит депутат от Партии регионов.
Е.Бондаренко также прокомментировала намерение «Укрпочты» повысить тарифы на доставку газет на 45%. «Долгое время сдерживался рост оплаты за доставку, и этим пользовались не только общественно-политические издания, но и такие, как «Бабушкины советы», хотя они занимались чистым бизнесом, – считает Елена Бондаренко. – Поэтому необходимо не равнять всех под одну гребенку, а сделать оплату за доставку дифференцированной.
«Укрпочта» этого не хочет, конечно, но, возможно, давление со стороны общественных организаций и самих журналистов сделает свое дело. Такие вопросы необходимо задавать в том числе руководителям регионов, чтобы они потом приезжали в Кабмин и требовали решить данную проблему. Просто «приструнить» «Укрпочту» не получится – это убыточное предприятие, и у него свои проблемы».