Спросите у любого киномана, где бы он хотел оказаться с сегодняшнего дня и до 8 сентября. Наверняка, он назовет итальянский остров Лидо, где сейчас проходит Венецианский кинофестиваль.
Старейший в мире Венецианский фестиваль переживает обновление. Прежний директор Марко Мюллер отправился в Рим укреплять позиции тамошнего кинофорума, а Венецианским в ближайшее время будет управлять известный киновед Альберто Барбера, директор едва ли не лучшего в мире киномузея в Турине.
Программы смотра сверкают именами статусных режиссеров. Это привычная практика фестиваля. Те, кто пока не успел сделать себе имя, имеют возможность показать свои работы в параллельной программе экспериментальных картин «Горизонты».
За «Золотых львов» в главном конкурсе будут бороться очень непохожие режиссеры. Теренс Малик, обладатель прошлогодней «Золотой пальмовой ветви» за фильм «Древо жизни», покажет картину «К восхищению», что удивительно, потому что обычно он работает долго, годами. Его венецианская премьера расскажет о семейной драме писателя-неудачника, пережить которую герою помогает священник.
Один из самых известных режиссеров-провокаторов, филиппинец Брильяте Мендоза, представит фильм «Утроба», в котором главная героиня не может родить ребенка, но безумно мечтает об этом. Такеши Китано, обязанный Венеции фестивальной славой (его «Фейерверк» получил «Золотого льва» в 1997-м), сделал «Беспредел-2» – кровавую жуть о разборках в среде якудза, где сам сыграл роль наемного убийцы. Перешагнувший столетний возраст Мануэль де Оливейра не теряет желания снимать. В его новой картине «Габо и тень» играют возрастные, но не померкшие звезды: Жанна Моро и Клаудиа Кардинале.
Украинских режиссеров если и можно встретить в эти дни в Венеции, то, к сожалению, исключительно в качестве зрителей. Россиянам повезло больше. Сразу три режиссера стали участниками фестиваля: Кирилл Серебренников представит «Измену», в «Горизонтах» покажут ленту Алексея Балабанова «Я тоже хочу», а вне конкурса – документальный фильм Любови Аркус «Антон тут рядом».
О Серебренникове в последнее время говорят много и не всегда одобрительно. Но режиссер уверен, что он должен просто хорошо делать свое дело, так, как считает нужным. А критику, оценки и комментарии оставляет критикам, зрителям, членам фестивальных жюри. «Измена» получилась очень европейским фильмом. Но, по мнению Серебренникова, его работа не оторвана от проблем, актуальных для России.
– Наш фильм рассказывает о возможности через прощение найти выход из самых страшных ситуаций. Это очень русская тема, как мне кажется. Хотя это я не о современной, Подмененной России, где прощения немного, а больше злости и ненависти, а о той, которая Настоящая. Для меня это все-таки глубоко эмоциональный фильм, хотя кому-то он может показаться рассудочным. Если говорить о связях, то одна из картин, которую я держал где-то внутри, снимая «Измену», – это «Осень» Андрея Смирнова, которого я очень люблю и уважаю, – говорит режиссер.