Днестровская, Каневская, Ташлыкская — это не просто перечень планируемых к расширению гидроаккумулирующих станций (ГАЭС), это новые точки на карте экологических бед Украины. Власти оправдывают это обязательством присоединиться к европейской континентальной энергосистеме и организации европейских операторов энергосетей ENTSO-E. Гидроэнергетическое лобби настаивает, что альтернативы у нас нет. Так ли это?
Во всём виноваты бакланы
Август оказался непростым для Ташлыкской ГАЭС: в первой декаде месяца там произошла аварийная остановка. Причиной аварии официально признаны «продукты жизнедеятельности чёрных бакланов, которые используют опоры и грозозащитные тросы в качестве мест для посадки». То есть птичий помёт. Его в продвинутых странах тоже используют для получения энергии. Но у ГАЭС не тот профиль, её основной энергоресурс — вода. И надо ж было такому произойти: при обилии помёта случился дефицит воды. И произошло это почти день в день.
С 9 августа Александровское водохранилище каскада ГЭС-ГАЭС Южно-Украинского энергокомплекса в связи с критически низким расходом воды в Южном Буге и падением уровня до отметки 14,35 м было переведено в режим транзитного пропуска. Общие запасы воды с 76 млн кубометров сократились до 28 млн; в самом крупном, Ладыжинском, водохранилище из 28 млн кубометров осталось только 11.
«До «мёртвого» объёма воды нам осталось всего 35 сантиметров. Этот небольшой запас оставляют для работы Ташлыкской ГАЭС. Если придётся сработать и его, на повестку дня будет вынесен вопрос об остановке станции. И это произойдёт впервые за последние 14 лет», — процитировала пресс-служба «Энергоатома» слова заместителя начальника гидротехнического цеха Ташлыкского каскада ГЭС-ГАЭС Андрея Гнездилова.
Физика не шутит
Собравшиеся по поводу форс-мажора участники экстренного совещания для решения проблемы предложили её фактически усугубить. С большевистским запалом всем ответственным и уполномоченным лицам и ведомствам было заявлено о необходимости поднять уровень воды в водохранилище до отметки 20,7 м, расширив его площадь, чтобы в следующий раз воды точно хватило…
На истинные причины происходящего глаза закрываются. В последние полвека сток малых рек, питающих Южный Буг и другие украинские водные артерии, стабильно уменьшается, то есть проблема отнюдь не в недостаточном объёме хранилищ, а в нехватке воды.
Элементарная физика упорно твердит, что скорость испарения воды зависит от площади поверхности испарения. Чем больше водохранилищ — тем быстрее испаряется вода, и в результате её становится не больше, а меньше… Не говоря уже о массе других, поистине катастрофических последствий для окружающей среды, которые принято игнорировать ради сиюминутной потребности, потому что в силу большой инертности природных систем экологический ответ на нашу бесхозяйственность растянут во времени.
А для чего нужны ГАЭС? Когда реакторы и котлы продолжают работать, а потребление электричества резко падает, — куда девать лишнюю энергию? Её нужно накапливать, чтобы выплеснуть в сеть в периоды пикового потребления. Уже есть достаточно ёмкие аккумуляторы, но стоят они дорого и ещё не проверены на предмет длительной эксплуатации. Поэтому вопрос по сей день решают по старинке: есть лишняя энергия — закачаем воду наверх, а потом обрушим на турбины и вновь превратим в энергию. По сути это решение, достойное легендарного Сизифа.
Сизифу на заметку
Система хранения энергии Advanced Rail Energy Storage System, придуманная калифорнийцами, по стечению обстоятельств в своей аббревиатуре несёт имя другого действующего лица упомянутого мифа — бога Ареса. ARES — это поезд-генератор массой 300 тонн с тяжеленными бетонными блоками. В период максимальной генерации и минимального потребления он завозит блоки на любую возвышенность, а в часы пикового потребления скатывается вниз, преобразуя кинетическую энергию в электрическую за счёт рекуперативного торможения. Заявленное КПД системы 80 %, каждый вагон может выдавать энергию с постоянной производительностью 8 часов в сутки.
Создатели готовятся к строительству первого кинетического или гравитационного энергохранилища в горной части Невады. Но запускать подобные поезда-генераторы можно не только в горах, но и, например, в заброшенных карьерах, которых достаточно и в Украине. Или в холмистой местности, так как наиболее эффективно система работает при углах наклона местности в 7,2 %.
То, что состав массой 300 тонн сможет вырабатывать 50 МВт, выглядит некоторым преувеличением. Видимо, это максимальный показатель для определённых условий, в частности, пути длиной 9,2 км с перепадом высот 640 м. Если сравнивать с мощностью Ташлыкской ГАЭС, её могут заменить 6 таких поездов-генераторов.
Современные технологии позволяют накапливать энергию в промышленных объёмах различными способами. Но зачем, когда есть сверхприбыльный «зелёный» тариф и госзаказы? Это ли не альтернатива ГЭС и ГАЭС, тем более в условиях глобальных изменений климата?
Zavarnik