В недавнем докладе о финансовой стабильности в мире Международный валютный фонд обновил прогноз роста мировой экономики в 2017–2018 году. По мнению его экспертов, в целом благоприятные экономические условия (укрепление мировой финансовой системы, улучшение конъюнктуры) заставляют ведущих игроков больше рисковать. Но возможные сценарии не так уж радужны, и мягкая денежно-кредитная политика в контексте накопления мирового долга и переоценки активов чревата новым кризисом.
«Несвоевременная турбулентность»
Примерно до 2020 рынки акций и недвижимости продолжат рост, процентные ставки и волатильность останутся низкими, успокаивают эксперты. И это будет побуждать неосторожных инвесторов превышать собственные возможности и рисковать в надежде на увеличение прибыли. Но рано или поздно рынки озаботятся жизнеспособностью мирового долга. Перераспределение рисковых активов может привести к падению фондовых рынков на 15 %, а цен на недвижимость — в среднем на 9 %.
Это серьёзные цифры, и они ставят под вопрос все усилия по восстановлению экономики после кризиса 2008 года. Впрочем, многие эксперты говорят, что этот кризис и вовсе не заканчивался — просто наступила его новая фаза. Летом этого года Кристин Лагард уже говорила о «возможности нового кризиса», мотивируя свою позицию тем, что эмиссия бумажных денег и наращивание госдолга у ведущих игроков достигли максимума. Вольфганг Шойбле, экс-министр финансов Германии, также встревожен увеличением мирового долга и прогнозирует риск появления новых пузырей, чреватых кризисом планетарного масштаба.
Однако, успокаивают сегодня в МВФ, глобальная финансовая система учла уроки прошлого и продолжает укрепляться. Многие банки уверены в завтрашнем дне и имеют хорошую перспективу роста. Но результатом этой уверенности часто становится слишком мягкая денежно-кредитная политика. Как говорится в отчёте, в такой ситуации «внезапные или ненадлежащие изменения могут вызвать несвоевременную турбулентность на финансовых рынках и распространиться на международном уровне».
На амбразуру бросаться нынче некому
Может быть, МВФ дует на воду, находясь под впечатлением прошлых финансовых катаклизмов? В его отчёте указаны тревожные факторы, подкрепляющие такую позицию. Первое — сегодня менее 5 % мирового рынка облигаций могут похвастать доходностью свыше 4 %. Докризисные показатели (80 %) по-прежнему далеко впереди. Вышеупомянутая задолженность мировых экономик — вторая опасность.
«Эффект финансового рычага в нефинансовом секторе во всех странах G20 сейчас выше, чем до мирового финансового кризиса», — констатирует доклад МВФ. Суммарные долги «двадцатки» на сегодня — $135 трлн. Резервы спасения ситуации за счёт выпуска ценных бумаг и новых займов практически исчерпаны. Раньше ситуацию спасал Китай, активно скупая эти обязательства, но сегодня он замедлил темпы развития и уже не может закрывать эту амбразуру. Как и Бразилия, страны Латинской Америки, Индия. И это тоже фактор риска.
Риск — благородное дело?
Касательно банков МВФ выражает сдержанный оптимизм: «здоровье системно значимых в мире банков продолжает улучшаться». Хотя некоторые из них (Deutsche Bank, Barclays, Citigroup, Societe Generale, Unicredit, Standard Chartered Bank (SCB), Sumitomo Mitsui Financial Group, Mitsubishi UFJ Financial Group, Mizuho Financial Group), обладающие в совокупности третьей частью всех активов, не смогут козырять устойчивой доходностью в ближайшие два года. Сильнее всего рискует Европа.
Странно, что МВФ, обычно избегающий конкретики, назвал проблемными конкретные банки. Но, возможно, это следует воспринимать как предупреждение, что банковская система по-прежнему не застрахована от новых напастей.
Эксперты объясняют создавшуюся ситуацию с прибыльностью тем, что низкие процентные ставки, вызванные мерами «количественного смягчения» со стороны ведущих центробанков мира, привели к существенному снижению процентной банковской маржи. Это ставит под вопрос рентабельность крупных кредитных учреждений. Если мрачные опасения МВФ сбудутся, скорее всего национальные регуляторы встанут на защиту значимых игроков финансового и страхового рынков. Заметим, что «флагманы» прошлого кризиса Leman Brothers, AIG и General Motors работают до сих пор.
Будет чем оправдаться
Если поддаться пессимизму, то картина сложится такая. С приходом кризиса прежде всего с инвестициями, прямыми и портфельными, в Украине станет ещё хуже. Возможен отказ в поддержке и от МВФ, и это спровоцирует проблемы с другими кредиторами, уже реструктуризировавшими наши обязательства ранее. Это может ударить и по нашему сырьевому сектору, и вызвать непосредственное падение официальных экспортных доходов.
Оптимисты в свою очередь продолжают убеждать, что самый тяжёлый для нас период (2014–2015 годы) остался позади. И основные опасения связывают с тем, что проблемы мировой экономики послужат очередным объяснением недостаточных темпов роста экономических показателей Украины.
Zavarnik