Ротация трудовых мигрантов: наши в Европу, а к нам кто?
Плохая новость: Bloomberg прогнозирует, что к 2050 году население Украины уменьшится на 36%. Не столько потому, что мы вымрем, сколько потому, что все уедут. Хорошая новость – Украину причислили к странам, которые враждебно настроены по отношению к мигрантам. Поэтому есть надежда, что слухи о навязанных нам Евросоюзом беженцах, которых до конца 2018 года якобы надо принять десятки тысяч, это действительно всего лишь слухи. Но кто будет работать, когда все наши трудоголики уедут в Европу?
Лавинообразная трудовая миграция, усиленная Соглашением об ассоциации с ЕС и безвизом, на которую наконец-то обратила внимание власть, пока идет в одностороннем направлении. Другими словами – от нас уезжают (по разным данным, за границей сегодня трудится до 6 млн. наших соотечественников), но к нам пока не приезжают.
В отличие от Европы. Противоположная тенденция хорошо просматривается на примере Польши. Она вступила в ЕС в 2004 году, в 2011-м поляки получили возможность свободно работать, например, в Германии и Англии. Но еще до этого миллионы поляков переехали в более зажиточные страны Западной Европы “явочным порядком”. А их рабочие места заняли украинцы. Чем больше поляков уезжает, тем больше наших приезжает. В 2018 году Польша уже готовится принять 1 млн. трудовых мигрантов из Украины. Чехия и Словакия стараются не отставать и тоже выделяют квоты на “украинские руки”.
Украинская власть вопит о «вынужденных вакансиях». Кто их заполнит? Теоретически к нам должны были бы повалить трудовые мигранты из стран СНГ или дальнего зарубежья. Но этого не происходит по целому ряду причин.
Одну из них называет Bloomberg. “Несмотря на стремительное падение населения, страны бывшего социалистического лагеря в топе государств мира, которые относятся наиболее враждебно к приему иностранных мигрантов из стран Ближнего Востока... Украина входит в 10 стран с самым низким уровнем восприятия иностранных мигрантов...”, – констатирует агентство.
Спасибо, что разъяснили. Да, мы такие. Нетолерантные. А еще больше – незаботливые и нежалостливые к “бедняжкам из третьего мира”, в отличие от Европы. Наверное, правы психологи, которые объясняют эту европейскую щедрость наличием комплекса вины западных государств перед своими бывшими колониями.
Франции неловко, что она колонизировала Алжир, Англии стыдно за Индию и Пакистан. Вся Африка была когда-то разделена на колонии Англии, Португалии, Франции, Голландии... У Германии тотальный комплекс вины за бесчинства фашистов перед всем миром. Поэтому, когда возникает вопрос, кто примет очередную партию беженцев или снова даст денег Греции, весь Евросоюз смотрит на Германию.
Украина же никогда не была метрополией. Никого не колонизировала. Наш формат это “садок вишневий коло хати”. И мигранты в него не вписываются ментально. Да и не рвутся вписаться по экономическим мотивам. По сути, нас защищает не столько имидж “враждебных”, сколько наша бедность.
Ежемесячный доход в $200 – слишком мизерный для уважающих себя мигрантов. Даже если они сумеют прожить на $50, то смогут отправить любимой родне из 40 человек только $150. Этого явно недостаточно.
Даже тем, кому удалось тут легализоваться в статусе беженцев, на материальную и какую-либо иную помощь от государства рассчитывать не приходится. Тут вам не хлебосольный Запад. Да и само получение статуса беженца в последнее время значительно усложнилось. Это связано с требованиями безвиза.
Например, ранее беженцам выдавались украинские заграничные паспорта (специальные для беженцев), по которым можно было выезжать и въезжать в страну. Это позволяло кататься как минимум по безвизовым с Украиной странам (таким, как Турция, Россия, страны СНГ и проч.). Пробираться в Европу. Теперь статус беженца, как правило, не присваивают, а выдают только справку о защите, которую со временем продлевают. Фиктивные браки также не помогают. Лавочка прикрылась.
Накануне принятия решения о безвизе нас пугали, что ЕС подумывал создать в Украине компактные поселки беженцев за свой счет. То есть держать их тут, а социальную помощь выплачивать из Европы. Тогда Украина могла бы стать привлекательной для беженцев. На европейские пособия у нас можно не только жить по-королевски, а еще и коррумпировать всю охрану поселков для беженцев. И все население в окрестностях. Числиться в поселках, а квартиру снимать на Крещатике. Бизнесом заниматься. И не так, как в Европе, где негры туристам сумки продают и селфи-палки, а по-крупному.
То, что такие поползновения со стороны Европы реально были, это факт. Посольствами и грантовыми организациями проводились мероприятия по воспитанию “более толерантного отношения к лицам, ищущим убежища”; всякие круглые столы типа "Беженцы в Украине"; социологические опросы и прощупывания общественного мнения в регионах.
Говорили, что беженцев пытались втиснуть в список шагов, которые Украине полагалось совершить для получения безвиза. Но... безвиз получен, а беженцев нам так и не прислали. Соответственно, можно предположить, что от затеи Евросоюз пока отказался. Есть даже догадки почему.
Кроме бедности, от мигрантов нас защищает... коррупция. Якобы европейские аналитики просчитали, что мигранты с европейскими пособиями коррумпируют охрану не только своих поселков, но и всю правоохранительную систему страны. И Европа получит несколько новых транзитных маршрута героина и опия, в том числе по территории Донбасса и неподконтрольных зон. Поэтому, решили они, ну его в баню. И закрыли тему с навязыванием нам беженцев на неопределенный срок.
В итоге в этом году Украина, согласно опубликованному на прошлой неделе распоряжению Кабинета министров, планирует принять всего 4,3 тыс. мигрантов. Речь идет о тех иностранцах, которые хотят приобрести украинское гражданство. Интересно, что по закону об иммиграции на это имеют право военнослужащие, которые прослужили в ВСУ три года или более. Однако, по данным Минобороны, в ВСУ не служат иностранцы, которые попадают под квоту иммиграции на 2018 год. А по разделу "высококвалифицированные специалисты и рабочие, острая потребность в которых является ощутимой для экономики Украины", включен 1 (!) человек для Волынской области. С одной стороны это звучит забавно. С другой – ничего смешного в том, что у нас проявляется дефицит квалифицированных рабочих кадров и просто трудяг с “золотыми руками”, нет. Уезжают самые профессиональные и трудолюбивые. Кто работать не хочет или не может, те остались дома. Кому-то здесь хорошо трудиться, кому-то бездельничать.
Потенциал квалифицированных рабочих кадров ограничен еще и потому, что в нашем обществе спрос на знания был искажен. Грубо говоря, каждый, кто тяжело работал, мечтал о другой судьбе для своих детей. Поэтому дети сантехников, электриков, водителей автобусов, строителей и крестьян пошли в вузы, а не в ПТУ. А о детях из более зажиточных и образованных семей я не говорю: там высшее образование – просто по умолчанию.
Из-за низкого спроса со стороны абитуриентов система профтехнического образования “ветшала” и сужалась. Средств на модернизацию программ обучения не было, а учиться на “антикварных” станках, если кругом на производствах уже давно совершенно другое оборудование, желающих почти не было. Круг замкнулся. Украина получила миллионы молодых дипломированных юристов и экономистов и 0,0001% – квалифицированных сантехников. А те, что были, уехали за границу.
Осознав это, власть стала к трудовым мигрантам ласковей. И зовет их домой. Или хотя бы соблазняет легализоваться, чтобы пересчитать и обложить налогами. Министр социальной политики Андрей Рева уже предложил начислять субсидию семьям и считать трудовой стаж украинцам, которые работают за границей. Если они заплатят за три месяца минимальный взнос на пенсионное страхование 2500 грн. Ага! Испугались, что Пенсионный фонд нечем наполнять!
С другой стороны, власть заинтересована в трудовой миграции, поскольку отток мозгов и рук из Украины имеет приятный побочный эффект в виде притока валюты. О чем мы уже неоднократно писали.
Недавно Национальный банк сделал оценку частных денежных переводов в Украину в 2015-2017 годах. Оказалось, что поступлений в 2017 году было на два миллиарда долларов больше, чем считалось ранее. За 2017 год от трудовых мигрантов Украина по официальным и неофициальным каналам получила $9,3 млрд., что (на секундочку!) составляет 8,4% ВВП Украины. А учитывая, что денежные переводы из России сейчас крайне ограничены, велика вероятность, что и эта цифра меньше реальной на пару-тройку миллиардов долларов.
И хотя нелегальные каналы доставки сюда налички способствуют развитию внутри страны черного рынка, совершенно очевидно, что мы стремительно врываемся в “клуб” стран, живущих в значительной степени за счет денежных перечислений от работающих за границей родственников. Увы, не самая благополучная и развития компания подобралась в этом “клубе”.
Осталось решить, что нам все-таки делать с рабочими вакансиями у себя дома, если мигрантов мы принимать не хотим, а сами достаточного количества трудолюбивых рук не имеем. Bloomberg ответа на этот вопрос не дает. Но судя по происходящему, “заместительная миграционная терапия” нас все-таки ожидает.
В соседнем доме недавно появился новый дворник. Из Средней Азии. Говорит, что раньше работал в Москве, но просрочил документы и был депортирован. Теперь вот решил попытать счастья в наших краях. Его предшественник сейчас в Венгрии. В ЖЭКе говорят, что место было вакантным два месяца...
Versii