В конце апреля была утверждена обновлённая стратегия развития логистики Украины на период до 2030 года. Согласно заверениям причастных к её разработке должностных лиц, эта стратегия обречена на успех. Что же нам обещают? Как власти планируют улучшать и развивать отечественную транспортную инфраструктуру?
Улучшение проходимости
«Это первый комплексный документ, дающий ответ на вопрос, что делать для развития логистики и транспорта в Украине, сколько это стоит и кто за это должен отвечать», — комментирует ситуацию руководитель экспертного направления фирмы ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр.
Ключевое слово в новой стратегии — мультимодальные перевозки. Её цель — расширение возможностей перемещения груза по маршруту без потерь времени и средств на перегрузки: по земле, по воде, по воздуху. Главное — скорее доставить товар заказчику. Понятно, что и стоимость мультимодальных перевозок, за которые отвечает одна компания, ниже, чем когда несколько перевозчиков передают груз из рук в руки с соответствующими бюрократическими процедурами.
Нитки трафика, проложенные заранее с устранением и модернизацией проблемных участков, — такими проектами, призванными улучшить «проходимость» маршрутов, станут железнодорожный узел в Ковеле, паромная переправа в Черноморске, новый «сухой порт» на Львовщине. Более детальная проработка этих планов с участием перевозчиков, портовиков, железнодорожников и финансистов — задача сегодняшнего дня.
«Единое окно» перевалки
Риторика разработчиков стратегии явно показывает интерес к маршрутам в обход России. Конкуренция «Шёлкового пути» с российским транзитом пока что обходится примерно в $2000 за контейнер. Но в приоритете — «узкие места» на южном и западном направлениях, что не удивляет: 40 % украинского экспорта едет в Евросоюз. А значит придётся задуматься об улучшении портовой инфраструктуры, о связках «железная дорога — порт». В частности уже создана отдельная дирекция в рамках Одесской железной дороги, которая будет отвечать за взаимодействие припортовых станций с портами и стивидорами. Будет и «единое окно» для решения всех вопросов по перевалке грузов, обещает глава ПАО «Укрзализныця» Евгений Кравцов.
В зоне особого внимания — связи с Польшей и Венгрией. В Ковеле, откуда до Польши рукой подать, собираются устроить аналог белорусского терминального комплекса «Брест-Малашевичи». Пока здесь есть лишь узкая европейская колея, требующая реконструкции, и перегрузочные мощности. Такие же комплексы хотят создать в Чопе и в Мукачево; после открытия Бескидского тоннеля они будут очень нужны.
Автомобильные пути тоже не выпадают из поля зрения реформаторов, по крайней мере на словах. Глава «Укравтодора» Славомир Новак в очередной раз заявил: к 2022 году все областные центры Украины свяжут отремонтированные и новые дороги.
По воде аки по суху
Что же касается водных путей, то их ключевым точкам — 13 портам Украины —требуется неслабая модернизация. Для успешного принятия судов вместимостью 400 тыс. TEU требуется дноуглубление до 21 метра. Первый такой проект уже реализован в порту «Южный» с помощью китайской компании China Harbour Engineering Сompany.
Одно из препятствий новой стратегии — железнодорожно-паромный комплекс в Черноморске. Мининфраструктуры ищет инвестора для модернизации этого комплекса. Из двух паромов один уже сдан, и, возможно, переправа в Грузию через Чёрное море заработает в 2018–2019 году.
Водный путь в Украину и обратно — это ещё и речные маршруты. На Днепре планируется оборудовать 4 терминальных комплекса для доставки грузов речным транспортом. Активное участие в развитии речных путей принимает компания «Нибулон». Но сегодня Украина не дотягивает в перевозках по воде даже до уровня 1990 года — объёмы меньше в 10 раз.
С миру по нитке?
Финансирование — ключевой момент в успехе любых стратегий. В период 2018–2030 годов, согласно предварительным подсчётам, необходимо инвестировать в развитие логистических услуг, мультимодальных перевозок, развитие навыков и компетенций соответствующих специалистов, модернизацию парка транспортных средств и железнодорожный подвижной состав около 6 млрд евро. Только на парк транспортных средств нужно около 4 млрд евро.
С модернизацией водных маршрутов в ближайшей перспективе поможет Евросоюз. За 50 млн евро от Европейского инвестиционного банка и ЕБРР уже в этом году отремонтируют шлюзы на Днепре и проведут дноуглубительные работы.
По западному направлению идут переговоры с Еврокомиссией. Есть надежда на финансирование из фондов «Восточного партнёрства». Основная проблема в привлечении частных инвесторов — отсутствие готовых инвестиционных предложений. Поэтому пока украинскую инфраструктуру кредитуют международные организации уровня ЕБРР.
Помогают и китайцы. Кроме сотрудничества по дноуглублению, есть план финансирования и сотрудничества в постройке моста через Днепр в Кременчуге, чтобы пустить транзитный транспорт в объезд города.
Автодор свои намерения в отношении новых дорог готов подкрепить суммой 300 млрд грн на 5 лет: в 2018 году — 33,5 млрд грн, в 2019 году — 45 млрд грн…
Замминистра инфраструктуры Юрий Лавренюк признаёт: в отношении наземного транспорта первоочередные вопросы — финансирование, стадия готовности проекта и ситуация с документами на землеотвод.
Но и авиатранспорт тоже требует вложений. Планы по созданию 7 перевалочных комплексов в Борисполе, Львове, Одессе, Харькове, Запорожье и Гостомеле ещё ждут решения финансовых вопросов.
Представляя новую стратегию, Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян сказал: «Это не просто набор видений и политик, — это евродирективы, которые чётко регулируют вопросы транспорта и которые должны быть введены в Украине». Осталось найти на них средства.
Zavarnik