В Украине по внедрению и масштабированию энергоэффективных проектов лидируют представители сельскохозяйственной отрасли. Задействуются все виды возобновляемых источников, от фотовольтаики до геотермальных станций. Но биоэнергетика остаётся вне конкуренции, ведь на этот ресурс в определённой степени могут влиять сами аграрии.
Курица — не птица… а источник энергии
В 2017 году в Украине запустились сразу четыре биогазовых комплекса с суммарной выработкой 7,33 МВт.
Один из самых крупных новых объектов — завод по производству биогаза компании «Украина-2001» на 5,109 МВт. Сегодня это второй по мощности комплекс в нашей стране, уступающий только 5,5 МВт «Мироновского хлебопродукта», который после запуска второй очереди может стать наибольшим в мире биогазовым предприятием мощностью до 20 МВт, работающим в связке с птицеводческим комплексом.
Хлебокомбинат запустил и строительство следующего биогазового комплекса мощностью 10 МВт на базе Винницкой птицефабрики. Инвестиционное лидерство в сфере биоэнергетики обусловлено не только достаточным объёмом сырья для переработки и солидными возмещениями НДС, по которым лидеры сектора являются и лидерами отрасли. Однако мироновцы строят не на свои, а на заёмные средства: новый объект на 25 млн евро кредитует Европейский банк реконструкции и развития. И в итоге значительная доля мощностей не выйдет на оптовый рынок, а будет использоваться для собственных нужд весьма энергоёмкого производства.
Для внутреннего употребления
На стартовом этапе гарантированное потребление вырабатываемого газа или электричества собственными производственными мощностями стимулировало крупных агропроизводителей создавать собственные энергосистемы. Но сегодня замкнутость таких систем становится одним из факторов, ограничивающих полноценный выход биоэнергетики на электрический и газовый рынок страны.
Например, крупнейший в Украине биоэнергетический комплекс агрохолдинга «Астарта» в Глобино работает на обеспечение газом сахарного и соеперерабатывающего завода, для чего построен первый в Украине биогазопровод. Потенциал комплекса по электрической мощности составляет порядка 14 МВт, что делает его в перспективе крупнейшей отечественной электростанцией на биомассе. Но пока электричество комплекс не вырабатывает, хотя планирует развивать когенерационное направление.
По данным Госагентства по энергоэффективности и энергосбережению, с конца 2014 по январь 2018 года мощности электрогенерирующих биогазовых установок увеличились с 14 до 40 МВт. Минувший год стал в полном смысле ударным: показатель вырос с 21 до 40 МВт. Из них около 15 МВт приходится на биогазовые установки, работающие на свалочном газе. Между тем, согласно Национальному плану действий по возобновляемой энергетике, мощность электростанций на биомассе и биогазе к 2020 году должна достигнуть 950 МВт.
Немного лучше выглядит ситуация по замещению природного газа биотопливом — уже более 3 млрд кубометров газа; но к 2020 году по плану нужно заместить 7,2 млрд. Проблема в том, что значительная часть пеллетных производств ориентирована на экспорт, а значит не может замещать газ и уголь в теплогенерации на внутреннем рынке.
Шире круг!
Сегодня станции на биомассе замещают газово-угольную генерацию только в бюджетной сфере — школы, больницы и т. п. Жилой сектор к биоэнергетике не подключён, а ведь там формируется громадный поток коммунальных платежей. При этом система субсидирования населения не монетизирована. В клиринговом формате деньги из бюджета откачиваются к компаниям, производящим тепло из природного газа и угля. Подключение к коммунальным теплосетям биогазовых поставщиков тепла приведёт к снижению цен для конечного потребителя. И от субсидий населению можно будет отказаться.
Если уж подключать субсидии, то именно там, где этот не вполне рыночный механизм может дать мультипликативный эффект. Газ по заниженной цене можно поставлять отечественным производителям удобрений, с гарантированным снижением цен на ресурс и для аграриев.
С государственной «подсказкой» или без неё аграрии получат дополнительные средства для инвестирования в биоэнергетические мощности. Такой «широкий» круг субсидирования даст намного больший эффект в масштабах всей экономики и будет способствовать развитию биоэнергосектора для выработки дешёвого тепла и электроэнергии. Тем более что потенциал для экстенсивного развития биоэнергетики в стране огромный.
Бросовой ресурс
По расчётам специалистов, доступный аграрный энергоресурс включает 10 млн тонн соломы, более 12 млн тонн стеблей и корзинок подсолнечника, более 4 млн тонн жома сахарной свёклы и около 30 млн тонн отходов животноводства и птицеводства.
Пока у нас в достаточной степени используется только энергопотенциал шелухи подсолнечника: около 1,1 млн тонн из 1,4 млн. Соломы перерабатывается всего 2,4 %; сахарного жома, который можно и нужно использовать целиком, — 4,3 %. А ведь скоро за этот бросовой ресурс будет идти нешуточная конкуренция. Проекты множатся, и занять место на перспективном рынке стремятся не только аграрии.
В Одесской области первую очередь биогазового завода запустил торговый дом «Вимэкс». В сутки здесь планируют перерабатывать 65 тонн силоса с получением 13 тыс. кубов газа и выработкой 1192 кВт/ч электроэнергии.
В Черниговской области «Городище-Пустоваровская агрокомпания» планирует возвести два комплекса по производству электроэнергии из биогаза. В Винницкой области немцы на 11 млн евро кредитуют завод по производству биогаза из соломы. «Гнидавский сахарный завод» в Луцке также планирует построить биогазовый завод на жоме с когенераторами.
Самый большой проект с выходом на городскую инфраструктуру готовят в Каменец-Подольском: новая теплоэлектростанция позволит заместить 15,5 млн кубов газа в год. Правда, размеры объекта наталкивают на мысли об индустриально-монопольной теплогенерации, только на другой сырьевой базе…
Zavarnik