Влияние климатических императивов чётко проявляется именно там, где влияние человека минимально: не в городах или на полях, а в лесах. Площади хвойных насаждений, в первую очередь сосны, сокращаются под воздействием целого ряда факторов. Сосна — основной вид товарной древесины и доминирующая культура наших лесов. Но от воспроизводства больших хвойных массивов, похоже, придётся отказаться…
Пожиратели лесов
Нашествие уничтожающих сосну жуков-короедов, которое фиксируется во многих европейских странах, происходит параллельно с повышением среднегодовых температур. Причём Украина опережает средние мировые показатели. За последние 60 лет среднегодовая температура на планете выросла на 0,8 градуса, а нашей стране — на 1,1 градуса; внутри страны в среднем — с 7,8 до 9 градусов.
Но даже такое незначительное на первый взгляд изменение климата приводит к усыханию сосновых лесов, поскольку объём доступной влаги в почве снижается. Это и привело к нашествию жуков-короедов. Из-за увеличения количества тёплых дней весной и осенью короеды размножаются намного активнее, чем раньше. Погодные условия приводят к массовому снижению природного иммунитета сосны: она не способна выделять достаточно смолы для защиты от проникновения вредителей.
Только за три минувших лета короеды уничтожили порядка 350 тысяч гектаров лесов. Площадь заражённых вредителями сосняков оценивается в 142 тысячи гектаров. А впереди — лето…
Не рубить сплеча?
Лесоводы указывают, что резкое увеличение численности вредителей происходит на фоне увеличения числа ослабленных деревьев, а также доли зрелых и переспевших лесов. И видят в оперативных санитарных рубках самый эффективный метод купирования очагов заражения и препятствие распространению короеда.
Но это пассивная тактика, которая к тому же выглядит и удобным предлогом, и юридическим прикрытием фактически незаконных коммерческих рубок. Эффективность оперативных, сплошных и санитарных рубок обоснованно оспаривается. Во-первых, рубку против короеда имеет смысл проводить только в узких временных рамках — до вылета жука из заражённых деревьев. Во-вторых, вырубка приводит к тому, что по краю очага резко повышаются уровень инсоляции и температура. То есть создаются условия для заражения следующих, пока здоровых, деревьев.
Некоторые специалисты лесной отрасли утверждают, что альтернативы вырубкам нет. И настаивают на отмене введённого в 2015 году сезона тишины с 1 по 15 июня, когда рубки в стране под запретом. А противники рубок подкрепляют своё мнение снимками из космоса: они фиксируют наибольшие проблемы с короедом в районах, подвергшихся массовой вырубке ещё до нашествия этого вредителя. А ещё законопослушный короед не лезет в заказники и заповедники.
По законам популяционной динамики
Вспышки размножения насекомых подчиняются определённым циклам. Расчётом и выявлением их причин занимается популяционная динамика. Она же утверждает, что увеличение численности какого-либо вида приводит к росту популяции, для которой данный вид является кормовой базой. Иными словами, на каждого короеда находится свой жукоед. Так в природе вспышки активности одних насекомых постепенно гасятся другими. Разработанные на этой основе средства биологической защиты культурных растений берут на вооружение растениеводы, желающие сократить применение химии.
Государственное агентство лесных ресурсов Украины демонстрирует намерение содействовать именно такому естественному способу борьбы с вредителем. Об этом говорит покупка турецкого оборудования для выращивания муравьежуков, уничтожающих короедов.
Вырубки не спасут
Есть и другой способ противодействовать наступлению короедов и потеплению: расширение видового разнообразия лесов.
Нашествие хвойных короедов, усыхание сосновых лесов и прочие неприятности были заложены давно. Это прямое следствие топорного подхода к лесам, которое продолжает оставаться мейнстримом государственной политики. Практически все сосняки Украины — искусственные. Они высажены взамен уничтоженных смешанных лесных массивов, отличавшихся многообразием флоры и фауны. Сосна — один из самых продуктивных и удобных в обработке видов деловой древесины. Монокультурные лесные массивы создавались для удобства рубки и насыщения лесоперерабатывающей промышленности. Но даже незначительные колебания климата показали, сколь неустойчивы промышленные леса.
Более того, хвойные породы стали одним из стимуляторов потепления, ведь они поглощают существенно меньше тепла, чем широколиственные. В Украине хвойные занимают 42 % площади всех лесонасаждений. Поэтому вне зависимости от мотивации в данном случае по-своему правы обе дискутирующие по поводу спасения лесов стороны: экологи, которые заявляют, что от короеда вырубки не спасут, и лесники, настаивающие на ограниченных рубках леса для его обновления.
Леса отдельно, короеды отдельно?
Отвлекаясь на частности, можно упустить из виду перспективу.
Средневозрастные, приспевающие и зрелые насаждения составляют около 68 % лесов Украины, в большинстве — сосны. Когда «парниковые» хвойные гибнут из-за потепления, необходимо освобождать площади под смешанные насаждения, которые способны к саморегуляции и помогут смягчить колебания климата в регионе.
Можно подождать пару десятилетий, пока процесс пройдёт естественным путём. Можно ускорить его разрушительную стадию и дать работу лесопереработчикам. Сосновая древесина — это около 80 % от общего объёма лесозаготовок в Украине.
Но при этом важно высаживать новые леса. Причём намного больше, чем сейчас. И не только в зонах вырубки, которые должны быть локальными, если не сказать точечными. Леса по большей части должны стать смешанными; и лучше, если этот процесс будет протекать равномерно и постепенно, а не сплошной «работой по площадям».
Нужно думать о перестройке принципов лесоводства и лесозаготовок, расширять сеть лесных питомников и выращиваемый в них ассортимент пород, восстанавливать и наращивать лесополосы. А заботу о «благополучии» короедов оставить энтомологам.
Zavarnik