Заверения правительства насчёт роста украинской экономики в первом полугодии не улучшают реальной картины, далёкой от той, которую рисуют нам чиновники. А на подходе ежегодный осенний «гривнепад»… С какими проблемами Украина встречает осень?
Цифры, хорошие и разные
Противоречие между победными отчётами об успехе реформ и ценниками в магазинах подтверждают обнародованные в июле обновлённые прогнозы Национального банка Украины на период до 2020 года. Согласно им рост ВВП до конца текущего года ожидается в пределах 3,4 %, с дальнейшим ухудшением с 2019 года. А это означает, что падения стоит ожидать уже с началом осеннего периода деловой активности. Прогнозы по уровню инфляции на этого год не изменились (8,9 %), зато ожидается улучшение отрицательного сальдо платёжного баланса с $2,4 млрд до $2 млрд. Показатель номинального ВПП должен вырасти за оставшиеся месяцы не менее чем до 3,4 трлн грн против 2,9 трлн грн в минувшем году.
Вся эта статистика хороша для отчётов перед международными донорами, но отнюдь не говорит о кардинальном улучшении ситуации. По традиции осень в Украине знаменуется лихорадкой на валютном рынке, ростом цен и другими малоприятными событиями. С оглядкой на предвыборный период некоторые процессы, в частности валютные колебания, начались уже в августе.
Печальный факт: за время, прошедшее с введения в оборот гривни, она девальвировала в 14 раз. Специалисты НБУ оправдывают утерю национальной валютой покупательной способности постоянно возникающими кризисными периодами и сопутствующими им всплесками инфляции и девальвации.
Новый транш от МВФ, о котором якобы уже удалось принципиально договориться, не спасёт гривню от частичной девальвации, но сможет смягчить и ограничить её дальнейшее падение. Если донор даст обещанные ранее $1,9 млрд уже в сентябре, эксперты обещают к концу года постепенное повышение валютного курса до 30–31 грн/$. В противном случае, по словам финансового аналитика Василия Невмержицкого, 2019 год придётся встречать при 34 грн/$.
Минэкономразвития успокаивает: до конца текущего года обменный курс будет составлять 28,5 грн/$.
На ручном управлении
Поскольку Украина считается скорее аграрной страной, значительную роль в дальнейшем развитии экономической ситуации будет играть урожай-2018 и за сколько его удастся продать. От этих факторов будут зависеть и цены на пищевом рынке. Как показывает практика, за август-сентябрь реализуется основная часть нового урожая, что несколько улучшит ситуацию с валютными потоками. Однако уже с сентября стоит ожидать постепенного подорожания (на 10–30 %) овощей, молочных продуктов, мяса и хлеба.
Реализация достижений украинских аграриев на внешних рынках увеличит объём импорта и, соответственно, таможенных поступлений в бюджет. Однако, по мнению экономического эксперта Юрия Гаврилечко, уже к ноябрю потоки валюты от импорта товаров, закупленных за счёт реализации сельхозпродукции, значительно ослабнут. Чтобы закрыть возникшие вследствие этого бреши в бюджете, правительству придётся искать новые источники его наполнения.
Не менее серьёзную головную боль принесёт начало осени: подготовку к отопительному сезону. Впрочем, в Кабмине уверяют, что закупка газа на еврорынке, действующие кредитные линии ЕБРР и других международных финучреждений позволят «Нафтогазу» держать ситуацию под контролем. Но вот субсидии на зимний период могут стать настоящей проблемой для бюджета, который уже не в состоянии их обеспечивать в прежних объёмах.
Не намного лучше обстоят дела и с социальными выплатами, в частности пенсиями: по официальным данным, дефицит Пенсионного фонда составляет 139,3 млрд грн.
И всё это прямо или косвенно завязано на отечественную финансовую систему, которая фактически находится под каблуком МВФ и крупных международных банков. Понятно, что такое внешнее управление стоит денег. Только в августе погашение «старого» кредита МВФ составит $530 млн, ещё $555 млн придётся выплатить в сентябре в качестве процентного дохода по еврооблигациям. Если верить отчётам НБУ, золотовалютные резервы позволяют это сделать, но вопрос последующих выплат они обходят молчанием.
Теория осенних вероятностей
Исходя из сложившейся ситуации, на осень у правительства вырисовывается несколько сценариев последующих действий.
При первом благоприятный исход по траншу МВФ даёт некоторую передышку и возможность мобилизации имеющихся ресурсов для более-менее стабильного окончания года. При втором (если не удастся уговорить донора, но цены на экспортные позиции останутся высокими) можно будет попытаться справиться самостоятельно, урезав финансирование некоторых «второстепенных» программ: образовательных, социальных и т. п. Это вызовет недовольство граждан, что нежелательно перед выборами, но позволит пережить этот год.
И третий, наиболее пессимистичный сценарий: с МВФ не договоримся, конъюнктура экспорта окажется не в нашу пользу. Это означает дефицит валюты, в том числе и для внешних выплат, начало нового витка девальвации гривни, падение ВВП на 10–15 %…
Впрочем, эксперты не исключают и вероятность ещё одного «хода конём», который может применить правительство: плавной девальвации гривни под видом её стабилизации. И преподнесут это как вынужденную меру. По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, власти вполне могут пойти на эмиссию, чтобы закрыть бюджетные выплаты к концу года, поскольку выполнить свои обязательства иным способом не представляется реальным.
Zavarnik