Рост цен: все выше, и выше, и выше
Многие удивятся, но у нас уже пару лет за инфляцию отвечает не Кабмин, а НБУ. В 2014-2015 году, когда обвал гривны был на пике, руководство НБУ во главе с Гонтаревой заявляло, что они не отвечают за курс гривны, потому что они занимаются инфляционным таргетированием и вот за инфляцию они отвечают. Потому, когда инфляция начала ускоренно расти, а курс гривны стабилизировался, руководство НБУ начало рассказывать, что не отвечает за инфляцию, потому что занимается валютной стабилизацией. Беда у нас этим инфляционным таргетированием. А люди ругаются, что растут цены.
Многие будут смеяться, когда узнают, что на этот год инфляция запланирована на уровне 7%. Это и есть показатель инфляционного таргетирования на 2018 год, за который должен отвечать НБУ. Но согласно данным Госстата Украина инфляция за 9 месяцев 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уже 11,4%. Поэтому пока, немодно говорить об инфляционном таргетировании.
Почему в 2018 году растет инфляция? На это легко ответить, если посмотреть на компоненты, стимулирующие рост инфляции в Украине. На 12,5% за 9 месяцев 2018 года выросли розничные цены на продукты питания в Украине по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На 15,5% выросли цены на транспортные услуги. Зато одежда и обувь подорожала на 1,8%, а мебель и бытовая техника- на 5,8%.
Украинцы попали в скверную ценовую ловушку. Растет средняя номинальная зарплата, но растут и цены на продукты питания, поэтому украинцы вынужден, прежде всего, тратить деньги на продукты питания, на поездку на работу, на покупку бензина для своего транспорта, при этом, денег на покупку непродовольственных товаров все меньше и меньше, и в результате, спрос на мебель и одежду ниже и цены там так не растут, как на продукты. Почему же растут цены на продукты? Во-первых, для производства продуктов нужна солярка и минеральные удобрения. А это импортный товар, который мало того, что растет в цене за счет девальвации гривны, но еще растет за счет роста цен на нефть и роста таможенных платежей и НДС. Во-вторых, Украина, производящая большое количество продовольствия, при этом и много его экспортирует. За счет того, что экспортные цены очень привлекательные для с/х производителей, они выбирают экспорт и в результате цены на внутреннем рынке на зерно растут синхронно с ростом экспортных цен в валюте. В этом и заключается проблема нашей экономики. Не стоит надеяться, что в 2019 году цены на солярку и минеральные удобрения упадут или производители аграрной продукции вдруг перестанут привязывать внутренние цены на зерно к динамике мировых цен в валюте.
Поэтому риск продолжающего роста цен на продукты питания в 2019 году, скорее всего, сохранится. Тем более, что в текущем году ожидается урожай зерна несколько меньше, чем в прошлом году.
Что касается цен на бензин, и, считай на все другие топливные ресурсы и транспортные услуги, то даже сейчас заметно, что рост цен на бензин в ближайшее время не остановится, даже если цена на нефть в мире перестанет расти. В Украине явная зависимость экономики от импортного бензина и топлива. При этом, когда цена на нефть растет, растут и цены на бензин, а когда цены на нефть падают, стоимость бензина остается той же.
Но все это меркнет перед повышением цены на газ. Даже если цены на газ для населения поднимут не на 60%, а на 25%, то это спровоцирует цепную реакцию, рост и услуг ЖКХ . В результате инфляция будет только ускоряться.
Можно было бы сдержать рост цен в Украине и даже добиться низких показателей инфляции, если бы Украина хотя бы частично уменьшила импортозависимость от энергетических и топливных ресурсов, а заодно обеспечила бы стабильный рост заработной платы не искусственными методами, а за счет роста бизнеса и производительности труда.
Механическое повышение минимальной заработной платы мало помогает росту экономики. Так как в этом случае рост зарплаты не всегда учитывает рост производительности труда и не стимулирует бизнес расширять производство. Действительно, во многих странах мира центральные банки занимаются инфляционным таргетированием и отвечают за уровень инфляции. Но это требует от Центробанка и от других органов власти разумных действий, чтобы рост зарплат или рост цен на бензин не превращался в проблему, а был тем фактором, что стимулирует рост экономики и рост производительности труда. Но это явно никто не хочет делать в Украине. Считается что и так им хорошо, потому что всегда руководству страны легче хвастаться о мифических реформах, чем обращать внимание, что даже их цели остаются недостижимы.
Александр Охрименко