Писем от ветеранов с каждым годом становится все меньше. Но оставшиеся герои той страшной войны продолжают делиться своими воспоминаниями, рассказывая о трагических и победных эпизодах. А кто-то даже спустя 68 лет после победы продолжает искать пропавших родных.
Освобождение Донбасса
Свою историю в редакцию газеты «Жизнь» прислал ветеран Великой Отечественной войны Лев Анцелиович из Минска. В 1943 году он участвовал в освобождении нашего края от немецко-фашистских захватчиков. Вот его воспоминания о тех событиях.
«В составе подвижного отряда мы 2 сентября 1943 года форсировали Северский Донец у Лисичанска и начали движение в направлении Румянцево – Никитовка – Горловка. На подступах к Никитовке (ныне пригород Горловки), нашу колонну обстреляли. Противник вел огонь из окон зданий и водонапорной башни. Быстро покинув машины, танкисты, артиллеристы и петеэровцы открыли огонь по точкам противника.
Вскоре сопротивление было подавлено, бойцы ворвались в Никитовку... На следующий день с боем вошли в Константиновку. Продвигались вперед быстро, ломая сопротивление а.
Каждый бой приносил потери. В Красноармейске похоронили командира батальона противотанковых ружей, гвардии майора Петра Акопова.
Среди десятков боев запомнилось сражение у поселка Шахово. Когда вышли на окраину Шахова, артиллеристов с нами уже не было, они получили другое задание от командования. Мы заняли оборону в лесопосадке, перед нами простиралось чистое поле с озимыми всходами. Вскоре раздалась
команда: «Приготовиться к бою».
Вокруг тишина, противника нет, а над головой чистое голубое небо. Но не успели мы вырыть полноценные окопы, как послышалась другая команда: «К бою, танки с фронта». На нас действительно двигались более 10 танков... Мы начали стрелять, когда боевые машины приблизились на расстояние 300-400 м. Танкисты открывали ответный огонь из пушек и пулеметов. Вскоре загорелся один, за ним второй и третий танк... Рота подбила четыре вражеских танка, все наши остались живы, противник отошел. За этот бой меня и другие первые номера расчетов наградили орденом «Красная Звезда», а вторые номера расчетов – медалями «За отвагу».
Продолжалось наступление на запад, и 27 сентября 1943 года мы вышли к Ново-Александровке под Запорожьем.
На бумаге все получается просто: наступали, освобождали города и поселки, в действительности же каждый километр пути брали с боем, нанося у удары и теряя однополчан. В боях за Донбасс полегли командиры рот Иван Шевчук, Иван Третьяков. А сколько рядовых и сержантов сложили головы в боях, сколько раненых и контуженых оставалось в строю, не покидая поля боя…»
Поиск солдатаТатьяна Науменко из города Пирятин Полтавской области надеется найти однополчан своего брата, которые могли бы рассказать о том, где он погиб.
«Здравствуйте, дорогая редакция газеты «Жизнь»! Обращаюсь к вам с просьбой опубликовать фронтовую фотографию моего родного брата, который не вернулся с войны. В официальном извещении, полученном уже после войны, сказано: пропал без вести в феврале 1945-го. Может, удастся найти его однополчан, с которыми он вместе прошел войну. Надеюсь, что кто-то узнает его по фотографии. Хочется узнать, как погиб брат, может удастся поклониться его могиле.
В одном из своих писем с фронта брат писал, что в его роте очень много бойцов из Сталино и Сталинской области. Один из них на фото вместе с братом. К большому сожалению, ни имени, ни фамилии его я не знаю. Брат Николай Иванович Шорин родился в 1923 году в селе Максимовка Гребенковского района Полтавской области. До победы не дожил всего два месяца».
Дарья ГОНЧАРОВА