Подготовка и начало
Согласно заявке, поданной в городской совет, оппозиционеры планировали, что в шествии и митинге примут участие пять тысяч человек. В 16.00 они планировали начать марш от оперного театра, а в 17.00 – начать митинг возле памятника Тарасу Шевченко. Таким образом, за час «несогласные» хотели преодолеть расстояние в 350 метров. По всей видимости, оппозиционеры сочли Донецк городом, в котором невозможно пройти и ста метров, не натолкнувшись на террикон.
Шли протестующие по проезжей части, хотя не имели права этого делать. Учитывая сравнительно небольшую численность, горсовет просил их воспользоваться тротуаром, однако данные просьбы, как и возмущенные сигналы автомобилистов, с удивлением обнаруживших массовое шествие посреди проезжей части, были проигнорированы.
Не впечатляющее количество
В оценке численности участников акции правоохранительные органы и организаторы, как всегда, разошлись. Милиция заявила о 800 участниках, оппозиция – о четырех тысячах. Учитывая, что площадь перед памятником Кобзарю способна вместить всего тысячу человек, вторая цифра выглядит более чем странно.
Увидев народного депутата
Сергея Пашинского, отвечающего в «Батьківщині» за массовые мероприятия, корреспондент «Жизни» спросил у него, сколько людей на митинге. Сначала политик лишь отмахнулся, но после повторного вопроса с грустью посмотрел на пожилую женщину, которая последние пять минут рассказывала ему о трудностях партстроительства в Донбассе, обвел взглядом собравшихся и сказал: «От трех до пяти тысяч». «Но ведь в заявке значилось именно пять тысяч, почему все-таки не удалось собрать столько людей?» – решил уточнить автор. «От трех до пяти тысяч», – раздраженно повторил депутат, после чего развернулся и ушел. Возможно, решил шагами измерить периметр и определить число митингующих, чтобы в следующий раз не отвечать с погрешностью в две тысячи человек.
Несмотря на то, что оппозиция свезла в Донецк около 300 человек из Луганской и Харьковской областей, выглядела она крайне беспомощно...»
Александр Касянюк
Александр Касянюк
Позже, объясняя малое количество участников, в оппозиции говорили об искусственных препятствиях, чинимых на их пути, вроде невозможности арендовать автобусы, страха людей и прочее. Здесь будет уместно вспомнить события годовой давности. Несмотря на все усилия английских СМИ, вдруг «назначивших» Украину рассадником расизма, во время Евро-2012 в наш город приехали четыре тысячи англичан. И их не смутили ни псевдорасследование «Би-би-си», которое, можно разбирать на цитаты, словно «Золотого теленка», ни пафос чернокожих британских футболистов, всерьез пугавших соотечественников далекой страной, о существовании коей они еще вчера не подозревали.
Дончане не пришли
Поэтому все рассказы оппозиции о том, что им не дали привезти своих людей, – весьма симптоматичны. Если среди миллиона дончан не нашлось и тысячи, которые бы пришли на оппозиционный митинг, не имеет ни малейшего значения, сколько автобусов могли, но не доехали до столицы Донбасса.
Среди митингующих встречались, безусловно, и жители Донецкой области, но было их настолько мало, что русский язык звучал очень неожиданно, как будто бы вы вдруг натолкнулись на земляка-туриста в далекой Танзании.
«Несмотря на то, что оппозиция свезла в Донецк около 300 человек из Луганской и Харьковской областей, выглядела она крайне беспомощно. В очередной раз стало очевидно, что Донбасс, и Донецк в частности, их не поддержал, – заявил в тот же день заместитель председателя Донецкой облорганизации Партии регионов Александр Касянюк. – Донбасс никогда не поддерживал оппозицию и поддерживать не будет. Они, в понимании донетчан, – «не наши»! Не понимают они жителей Донбасса и его проблемы. Наши люди работают и живут ради будущего, а говорильня и политическая трескотня их мало интересует».
Знакомые лица
На митинге выступили лидер фракции «Батьківщини» Арсений Яценюк, лидер «Свободы» Олег Тягнибок, народные депутаты Вячеслав Кириленко, Николай Катеринчук и Оксана Продан. Чтобы не показалось, словно все выступающие – представители Правобережной Украины, их умеренно разбавили местными активистами. В частности, слово дали главе Независимого профсоюза горняков Украины Михаилу Волынцу.
Увидев после митинга Волынца, корреспондент «Жизни» не удержался и поинтересовался у него: «Неужели вам не обидно, что лидеры «Батьківщини» сначала поставили вас на безнадежно низкое место в избирательном списке, а потом они же вас приглашают выступать на митинге, как известного в Донбассе человека?».
«В любых проблемах нужно видеть позитив. У меня появилась возможность больше заниматься своим делом, которое я очень люблю. Это профсоюзная работа, это то, что у меня получается. Может быть, я не был лучшим депутатом… Сейчас у меня есть возможность больше сделать для людей, чем тогда, когда ты просто нажимаешь кнопку, не всегда понимая, правильно ли ты голосуешь», – признался бывший парламентарий.
Остается надеяться, что соратники Михаила Яковлевича также рано или поздно задумаются, где они приносят больше пользы обществу.
Иван Бухтияров