Политический кризис в Украине меня не пугает. В будущем я собираюсь открыть здесь еще, как минимум, один ресторан. Кроме того, недавно купил большой комплекс. Собираюсь делать из него гостиницу».
Впервые Луиджи посетил Горловку в компании друга, решившего жениться на местной жительнице, еще восемь лет назад. Что интересно, в ходе этой поездки господин Пелусо тоже нашел свою судьбу. Сейчас его супруга Ольга управляет бизнесом в Швейцарии, в то время как сам Джино (так его зовут друзья) вот уже год является хозяином, а по совместительству и шеф-поваром уютного заведения «Pizzeria da Gino», расположенного на одной из центральных улиц Горловки. Естественно, мы не смогли отказать себе в удовольствии пообщаться со столь интересным человеком.
В заведении у Джино очень уютно. Здесь царит приятный полумрак и ненавязчиво играет хорошая музыка. Если вам нравится употреблять водочку, заедая макарошками, да еще под хиты звезд отечественного шансона – проходите мимо. Львиную долю клиентуры веселого итальянца составляют семейные пары с детьми и любители каноничной пиццы.
Джино, почему вы остановили свой выбор именно на Горловке?
Мне здесь нравится, и я действительно хочу жить в Горловке. Впервые я побывал тут еще восемь лет назад и город мне сразу понравился. Работать можно где угодно – в Германии, Швейцарии или Италии, но я спокойный человек и поэтому страну искал, в первую очередь, спокойную. Правда, в последние месяцы ситуация в Украине несколько изменилась, и мне, в связи с этим, очень непросто. Нас, итальянцев, в Донецкой области всего семеро, но в Горловке живу только я. И сейчас мне не с кем обсудить происходящее, обменяться информацией.
Что, на ваш взгляд, изменилось в городе за восемь лет?
Все то же самое. И лучше, как мне кажется, не станет. Хотя из Горловки можно сделать очень хороший город. Мне бы не хотелось говорить о политике, но раз уж мы коснулись этой темы, Украина всюду одинакова. Нельзя сказать, что в Донецке – одно, а во Львове – другое. Заключать союзы с Европой или Россией мало, нужно менять человеческий менталитет. Если этого не случится, то и в Горловке ничего не изменится. По утрам я много гуляю по городу пешком и вижу много красивых зданий. У вас интересная архитектура и богатая культура, однако так, как было раньше, уже не будет. Мне многие говорят: «Джино, раньше город был очень красивым. Здесь всюду росли цветы». Но сейчас я не вижу на улицах цветов. Такое впечатление, что Бог забыл о вас.
И несмотря на это, вы не спешите уезжать. Видите перспективы?
Знаете, я живу сегодняшним днем. В Европе совсем другой менталитет. Там я мог планировать на год – два вперед. А здесь не знаю, что случится завтра. У людей нет гарантий, нет работы, в стране очень много коррупции. Но все можно изменить, если украинцы захотят этого. Я вижу местную проблематику, но ведь я иностранец и не могу менять чужую страну.
А что не так с украинским менталитетом?
Это не проблема менталитета рядового украинца. Просто ситуация такая. Нет работы, нет правильной экономической политики, а, следовательно, и гарантий. И это нельзя изменить за день – два. Мы с вами можем обсудить проблемы за чашкой кофе, а повлиять никак не можем. Сделать это могут только большие люди. Вот их менталитет и нужно менять.
Когда мы договаривались о встрече по телефону, вы сказали, что в выходные планируете съездить в Киев. Если не секрет, зачем?
Подумываю о том, чтобы открыть бизнес и в столице. Вообще я изначально хотел открыть пиццерии в Горловке и Донецке, однако областной центр подождет. Потому что Горловка в моем сердце. Теперь вот интересуюсь еще и Киевом. Не думаю, что там дела будут идти лучше. Все от удачи зависит.
Если она есть, то зарабатывать можно в любой дыре. Я не люблю останавливаться на достигнутом и всегда стараюсь сделать больше, только в Украину приехал вовсе не ради денег. Здесь много не заработаешь. Работая легально, в нашей стране нельзя получить миллионы. А я привык вести дела легально. Зато спокойно. Можно позволять себе не только картошку и колбасу, но время от времени и стейки кушать. То, что мои сотрудники получают зарплату без задержек – это уже хорошо. Если будет у меня 100 гривен прибыли в конце месяца – отлично. Не будет – поищу другие варианты.
В одном из интервью вы говорили, что в Горловке работать нескучно. А в Европе скучно?
Европу нужно понимать. За последние двадцать лет я так и не научился ее понимать. Экономическая политика там, на мой взгляд, преследует интересы банков, а вовсе не людей. Я не вижу перспектив для Италии. Ее ждет банкротство. Нас обманули, а перспектив к позитивным изменениям системы я не вижу. В этом смысле Италия с Украиной очень похожи. В Европе хорошо отдыхать, а работать можно где угодно.
Что бы вы посоветовали иностранцам, которые хотят инвестировать в Украину?
Многие мои друзья спрашивают: «Джино, посоветуй, как начать?». Я даю советы, но они все равно боятся инвестировать деньги. И это понятно. Потому что слишком тяжело из-за бюрократии. Я давно хочу открыть еще один ресторан, но необходимых документов жду уже год. Если ситуация изменится, а чиновники перестанут брать с людей деньги, инвесторы появятся. А если останется по-прежнему, люди не приедут. Но Украине нужны инвесторы. Русские, китайцы, европейцы – все равно. Если мы хотим получать за работу не две тысячи гривен, а пятьсот евро, нужно привлекать инвестиции. Да, пятьсот евро – это немного, но и немало. Не нужно ждать, когда все станет плохо, а потом говорить: «Россия, дай нам денег!» или – «Европа, помоги нам!». Это неправильно. Но сейчас у нас именно так. Я говорю «у нас» потому, что Украина уже в моем сердце. Так вот, нужно становиться более открытыми и мотивировать иностранцев вкладывать деньги. Есть же у нас масса бесхозных зданий. Их можно отремонтировать и открыть фабрики. Дать людям возможность зарабатывать.
Джино, а у вас есть друзья украинцы?
Мои друзья – это мои клиенты. Кроме них у меня украинских друзей нет. Горловчане считают, что если я европеец, значит обязательно богатый человек. Только я, как и все, работаю с утра до вечера. Дружба – это когда ты помогаешь мне, а я – тебе. А местные жители постоянно пытаются меня обмануть. Это нормально, и я это понимаю. Потому и нет у меня здесь друзей.
Насколько я понимаю, заводить дружбу еще и некогда, ведь вы одновременно хозяин и шеф-повар?
Да, я на работе с утра и до вечера. Правда, сейчас я уже научил поварскому делу одного хорошего человека, который будет меня чуть-чуть подменять. Потому что целый год работать в одиночку – это очень тяжело. Но хватит о грустном! Давайте поговорим о блюдах!
Хорошо. Вы живете здесь уже целый год и наверняка пробовали блюда украинской кухни. Какие впечатления?
Я попробовал все. Считаю, что, работая в чужой стране, нужно знать местную кухню. Что-то мне понравилось, а что-то – нет. В марте я планирую ввести небольшое меню из украинских блюд. Пицца – это пицца, а спагетти – это спагетти, но украинская кухня интересна клиенту, да и мне тоже. Для меня это интеграция в вашу культуру. Что касается клиентов, то пицца и паста нравятся не всем. К примеру, пасту украинцы воспринимают иначе, чем итальянцы. У нас это отдельное блюдо, а для вас – гарнир. В Италии существует множество видов макаронных изделий, а здесь хоть спагетти, хоть лазанья, все – макароны.
А что из украинской кухни вам понравилось?
Мне нравятся пельмени, селедка и местная ветчина. А еще шашлык. А вот майонез – это ужас какой-то. Если вижу пиццу с майонезом – теряю самообладание. Иногда я хожу ужинать в другие рестораны, и проблем с местной кухней у меня нет. Мне довелось пожить в Швейцарии, а там, к примеру, всюду добавляют сладковатые сливки. И ничего страшного.
Принято считать, что европейские продукты лучше украинских. У вас с этим проблем не возникает?
Многое я закупаю в Донецке. Конечно, кое-что отличается. К примеру, несмотря на то, что производитель пишет на этикетках «Морепродукты», это вовсе не они. Их вкус совершенно другой. В моем меню есть блюда с морепродуктами, но я не советую клиентам их заказывать. Потому что никогда не рекомендую то, что мне не по вкусу.
А что вы рекомендуете?
Много чего. Моя кухня, прежде всего, домашняя. Готовлю так, как когда-то готовила мне мама. Те же макароны стараюсь делать вручную. Тогда у них совсем другой вкус. Правда, не всегда. У вас макароны, приготовленные вручную, почему-то стоят дешевле, а в Италии – наоборот, в два-три раза дороже. Кстати, приготовить пиццу только из украинских продуктов не получается. Сыры заказываю в Италии и Германии, дрожжи – в Швейцарии, потому что только с ними получается эластичное тесто. Местной муки я перепробовал двадцать или тридцать видов. Должен сказать, что вся она отличается только упаковкой.
Есть ли какие-нибудь хорошие украинские продукты?
Конечно! Ветчина и бекон у вас очень вкусные. Покупаю на мясокомбинате или в донецком супермаркете. А вот с салями есть проблемы. У вас – это просто колбаса. Вы к ней привыкли. Испанская или итальянская салями имеет очень специфический вкус и нравится не всем клиентам. В начале я добавлял в пиццу итальянскую салями, но люди не ели. Говорили: «Извини, Джино, но нам не нравится». Приходилось выбрасывать. Притом, что стоит она дорого. Сейчас я осторожен с выбором ингредиентов. Здесь север Европы и совсем другая культура. Многие не знают, что такое артишоки и каперсы. Не понимают их вкуса.
Значит, вы стараетесь адаптировать итальянскую кухню к украинским желудкам?
Да, именно так. В перспективе хотелось бы готовить только из украинских продуктов. Итальянские и украинские спагетти отличаются, потому что их по-разному готовят, а не потому, что макароны другие. Настоящий повар сможет вкусно приготовить из любых. Главное – не переварить, чтобы получилось альденте. Не знаю, как это перевести. Макароны не должны походить на клей. Я не устану повторять, что готовить по вашей системе неправильно. Это вредно для желудка, и от этого набирается масса.
Есть ли у вас рецепт успеха?
Все зависит от удачи и желания работать. Никакого рецепта у меня еще нет. Когда жил в Швейцарии, хотел заработать миллионы, но так и не заработал. Теперь я просто работаю, и так получается значительно лучше. Но, в первую очередь, нужно уметь рисковать. Если не любишь риск – никогда не разбогатеешь.
В связи с последними событиями многие иностранные инвесторы покидают Украину. Вас не пугает происходящее?
Нет, я не боюсь. Собираюсь открыть еще, как минимум, один ресторан. Кроме того, недавно купил большой комплекс. Собираюсь делать из него гостиницу. Украина адаптировала меня, а потому уже совсем не страшно.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ