Согласно Закону «О Национальном банке Украины», глава НБУ назначается Верховной Радой по представлению главы государства сроком на семь лет. Смена президента не является причиной для автоматической смены председателя правления регулятора. Однако с приходом Петра Порошенко досрочное увольнение Степана Кубива, вызвавшего немало нареканий своей работой, можно в рамках закона организовать по другому поводу. Согласно закону, оно может произойти в девяти случаях, среди которых — отставка, поданная им лично в письменном виде и принятая президентом, а также особые обстоятельства, например, если глава НБУ назначается на руководящую должность в другом госоргане.
В данном случае поводом для увольнения Кубива может стать как его пока не подписанное заявление, так и назначение на пост львовского губернатора. К тому же на этой неделе президент ввел действующего главу Нацбанка в состав СНБО.
Кроме населения, не простившего главе НБУ обвальную девальвацию гривны, уход Кубива поддерживают многие банкиры, критикующие его за непрозрачное предоставление рефинансирования, которого регулятор выдал за март – май на 74 млрд. грн.
Кроме населения, не простившего главе НБУ обвальную девальвацию гривны, уход Кубива поддерживают многие банкиры, недовольные его «правлением» за последние несколько месяцев. В частности, его критикуют за непрозрачное предоставление рефинансирования, которого регулятор выдал за март – май на 74 млрд. грн.
Уже неоднократно говорилось о том, что в условиях катастрофического дефицита бюджета, на фоне гражданской войны, выделенные на поддержку банков средства далеко не всегда способствовали стабилизации финансовой системы. Специалисты отмечали, что наибольшие объемы денежных средств были выделены на рефинансирование «Приват-Банка», ряда российских финансовых учреждений – «Проминвестбанка», ВТБ и «Альфа-банка» и нескольких других банков, которые журналисты опосредованно связывали с главой НБУ.
При этом, как свидетельствуют данные Министерства финансов Украины, выплаты совпадали с пиковыми показателями роста курса доллара. В этой связи можно предположить, что полученные из государственного бюджета миллиарды на покрытие финансовых рисков временного оттока депозитов вкладывались в массированную скупку доллара на межбанке.
Стоит отметить и тот факт, что и первый транш от МВФ также не оказал ожидаемого целительного воздействия на экономику и финансовую систему. Безусловно, этими средствами глава Нацбанка не распоряжался единолично и во многом зависел от решений правительства. Однако вопросы об эффективности его работы тем не менее остаются.
Также банковский рынок крайне негативно воспринял инициированный НБУ и позже отозванный законопроект о конвертации валютных ипотечных кредитов физлиц по курсу на начало года (7,99 UAH / USD). Не порадовало и вмешательство Нацбанка в работу межбанковского рынка, когда регулятор дважды лишал банки (в апреле – четырнадцать финучреждений, в мае – восемь) возможности торговать на межбанке из-за подозрения в манипуляциях обменным курсом нацвалюты. Наконец, они обвиняют Кубива в нехватке предметных заявлений по монетарной политике.
Среди наиболее вероятных кандидатов на смену Кубиву банкиры называли председателя совета директоров группы компаний «Инвестиционный капитал Украины» (ICU) Валерию Гонтареву. Как и Кубив, она выходец из финансовых бизнес-кругов, причем за плечами у нее богатый опыт работы именно в банковской сфере. До того как возглавить ICU, потенциальная будущая руководительница Нацбанка длительное время трудилась в крупных иностранных финструктурах. Семь лет — до 2008 г. — она занимала должность первого заместителя предправления и начальника управления финансовых рынков в «ИНГ Банк Украина», украинской «дочке» голландского ING Bank, пришедшего в нашу страну еще в 1997 г. Предыдущие пять лет Гонтарева входила в правление «Сосьете Женераль Украина», местной «дочки» французского Societe Generale. Там она отвечала за работу финучреждения на рынках капитала. А ранее, с 1993 по 1996 гг., работала ведущим экономистом на Украинской межбанковской валютной бирже.
Одним из сигналов о подготовке Гонтаревой к новой должности может быть ее уход с поста председателя наблюдательного совета небольшого банка «Авангард», приобретенного в январе компанией Westal Holdings (подконтрольна ICU). Эту должность она занимала с сентября 2013 г., но пребывание на этом посту составило бы прямой конфликт интересов в случае прихода Гонтаревой в Нацбанк.
Когда верстался номер, стало известно, что президент Петр Порошенко в среду внес на утверждение Верховной Радой кандидатуру Валерии Гонтаревой на пост главы НБУ.
Евгений НОВИКОВ