Чаще всего страховщики ссылаются на положения Закона Украины «О страховании», в котором «действие общественного а, объявленная или необъявленная война, угроза войны, террористический акт и массовые беспорядки относятся к понятию «обстоятельства непреодолимой силы», а значит, позволяют не осуществлять выплаты по застрахованному имуществу. Так, например, президент Лиги страховых компаний Украины Александр Залетов заявил, что «если страховой случай произошел в зоне АТО, эти риски не покрываются договором. Это – форс-мажор. Возмещение по страховым случаям, произошедшим в районе боевых действий, пострадавшим не выплачивается».
«Страховая компания может отказаться от своих обязательств только если будет доказано, что ущерб был причинен именно в результате действий силовиков и данный факт будет подтвержден Торгово-промышленной палатой», – считают юристы.
Однако не все так просто. Статья 617 Гражданского кодекса Украины предусматривает, что лицо, нарушившее обязательство (в данном случае – страховой договор), освобождается от ответственности за нарушение обязательства, если докажет, что это нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Единственным органом, который согласно закону имеет право удостоверить, что форс-мажор повлиял на исполнение страхового договора, является Торгово-промышленная палата.
Как пояснили юристы этой организации, решение о начале антитеррористической операции было принято на высшем государственном уровне, а значит не может считаться форс-мажором. Кроме того, они отметили, что отказ от выплаты может быть произведен только в случае, «если доказана причинно-следственная связь между обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью выполнять условия страхового договора».
Что это означает на практике? Если неизвестные вооруженные люди отобрали у вас какое-либо имущество (например, автотранспортное средство) или же нанесли ему ущерб, то это не является результатом (а тем более следствием) проведения антитеррористической операции. Такую ситуацию можно классифицировать как «угон с применением оружия», а это означает, что формальных оснований для отказа в выплатах у страховщиков нет.
Другое дело, если будет доказано, что повреждение имущества произошло именно в результате действий украинской армии (а также других силовых структур). В этом случае страховщики имеют право отказаться от компенсации ущерба. Но такое решение они не могут принять самостоятельно, а обязаны обратиться за документальным подтверждением форс-мажорных обстоятельств в Торгово-промышленную палату. Если данная организация не подтвердит факт «непреодолимых обстоятельств» или же сама страховая компания не обратится к ним за соответствующим подтверждением, то отказ от выплат станет нарушением украинского законодательства.
Страховщики зачастую отказываются от выплаты компенсаций, мотивируя это «форс-мажорными обстоятельствами». Но далеко не каждый случай повреждения или лишения имущества во время АТО подходит под это определение.
Незнание этих фактов приводит к необоснованным отказам от компенсации ущерба и другим манипуляциям на рынке страховых услуг. А значит – кто-то будет наживаться на людях, которые и без того пострадали в результате боевых действий. Жители Донбасса уже не раз слышали о том, что все разрушенное будет восстановлено, а все необходимые компенсации – выплачены. Но на данный момент эти слова не очень подтверждаются на практике.
Как минимум, со стороны негосударственных организаций.
Алексей БАСАКИН