Накануне 23-й годовщины вывода советских войск из Афганистана журналисты «Жизни» пообщались с председателем Донецкой областной организации Украинского союза ветеранов Афганистана, депутатом Донецкого областного совета Сергеем Горбатенко, который рассказал о своей службе в далекой азиатской стране и о сегодняшних проблемах воинов-интернационалистов.
Что вы чувствуете накануне такой памятной даты, как вывод войск из Афганистана?
Парадокс, но я и те ребята, с кем я дружу, работаю, мы не любим, например, слушать песни об афганской войне… Боль перешла ту грань, когда нам это нравилось. И каждое мероприятие, связанное с Афганистаном, – это боль, которая там осталась и сегодня отзывается.
У солдат, попавших в 18 лет в Афганистан, была травмирована психика.
Недавно со школьной скамьи, от мамы с папой, не совсем привыкшие к самостоятельности, они вдруг попали в экстремальные условия, где нужно показывать себя совершенно с другой стороны.
У тех, кто вернулся из Афганистана, – повышенное чувство честности. Это качество не требовалось на предприятиях, поэтому их брали охранные фирмы, криминальные структуры.
Конечно, радостно, что закончена война, выведены войска. И мы сегодня, уже как родители, радуемся, что нет больше боевых действий. Хотя какие-то страны нуждаются в помощи, и граждане Украины все равно участвуют, но не в том масштабе, и воюют теперь наемные солдаты.
Как вы попали в Афганистан?
Меня мобилизовали в 1981-м. Два месяца был в учебке – в Ташкенте, причем тогда я даже не знал, что попаду в Афганистан. 10 мая 1981 года прилетел в Кабул, моя часть стояла возле дворца Амина (Хафизулла Амин – свергнутый советскими войсками в 1979 г. правитель Афганистана. – Прим. автора.), на окраине города. И 10 мая 1983 г. был демобилизован. 24 месяца, день в день, пробыл в Афганистане.
Ваше отношение к этой войне с годами изменилось?
И тогда, и сейчас я к ней отношусь одинаково. Моя точка зрения и точка зрения моих друзей: мы выполняли свой воинский долг. Нам сказали это делать, и мы это делали. Я не считаю, что война была напрасной.
Хотя когда я только вернулся из Афганистана, мне говорили: «А кто тебя посылал туда?». И сегодня мы сталкиваемся с тем, что прямо или косвенно нам говорят: «Зачем вообще эта война была?!».
Как к вам относились местные жители?
По-разному. Мы охраняли сопку, подход к бывшему дворцу Амина, там был штаб армии, детвора подбегала, мы им давали консервы, делились с ними.
По крайней мере, сегодня, когда наши ребята ездят в Афганистан, местные жители им говорят, что мы отличались от американцев доброжелательностью.
Да, мы были по разные стороны с теми же душманами, но мы вели честную войну, выполняли свою задачу. И сейчас они к нам относятся с уважением.
С какими проблемами и нуждами сталкиваются сегодня ветераны Афганистана?
Есть проблемы с получением квартир. Есть проблема с углем. Например, мать погибшего воина живет в селе. Ей положена выплата определенной суммы денег, а ее хватает только на полтонны угля!
Мы сегодня доказываем обществу: мы не иждивенцы, мы не просим давать, мы готовы участвовать в жизни области, района, города. Но повернитесь к нам лицом, ведь на нас можно положиться.
Мы готовы заниматься детьми. 26 клубов, организованных «афганцами» в области, работают бескорыстно, без зарплаты. В клубах с ребятами занимаются патриотическим воспитанием, рассказывают им о том, как когда-то их сверстники отдавали долг родине в далекой стране.
Чувствуете отдачу?
К нам приходят ребята, десять лет назад занимавшиеся в таких клубах, и сегодня они – наши друзья и наша команда, они бойцы по жизни, они не станут алкоголиками, не будут обижать детей или девушек, они уважают старшее поколение. Поэтому мы видим отдачу.
Как депутат областного совета и глава региональной организации вы помогаете «афганцам»?
Я обязан этим заниматься, чтобы оправдать доверие ребят, ведь я уже девять лет возглавляю организацию. Как у депутата областного совета у меня есть возможность выносить вопросы социальной защиты воинов-«афганцев» на сессию.
Завтра будем вручать ветеранам три автомобиля, купленные за средства спонсоров. Куплены подарки для семей погибших. В Донецкой области 356 семей погибших «афганцев». Приобретены 110 ценных подарков: бытовая техника, в зависимости от того, что нужно. Конечно, хотелось бы помочь всем, но не получается. Все, что мы делаем, – это шаг к решению проблем инвалидов и семей погибших.
Дмитрий ШИШКИН, Иван БУХТИЯРОВ