Ужесточение в прошлом году законодательства, направленного против коррупции, стало естественным ответом на широкое распространение данного явления. Вместе с тем, новые нормативы требуют и широкой разъяснительной работы, без которой изменения не принесут должного эффекта.
Актуальность встречи
В наибольшей степени принятие антикоррупционного законодательства коснулось государственных служащих, контроль за которыми значительно усилился. Расширились и обязанности чиновников.
«Актуальность нашей встречи всем понятна: государственный служащий должен четко соблюдать все требования антикоррупционного законодательства. В связи с этим мы получали большое количество обращений от местных органов власти, от подразделений с просьбой подсказать и разъяснить», – пояснил участникам антикоррупционного семинара заместитель губернатора – руководитель аппарата Донецкой облгосадминистрации Вадим Фомин.
Как отметил Вадим Валентинович, антикоррупционную направленность имеют также судебная, налоговая и административная реформы, реформа Уголовно-процессуального кодекса. Параллельно, благодаря Закону «О доступе к публичной информации», увеличивается прозрачность власти. Важным шагом стало и принятие Закона «О бесплатной правовой помощи».
С признаками коррупции
По словам заместителя начальника отдела надзора за исполнением законодательства в сфере предотвращения и противодействия коррупции прокуратуры Донецкой области Максима Арсулиди, в прошлом году данным ведомством в суд направлено 135 уголовных дел с признаками коррупции относительно 141 лица.
Также представитель прокуратуры привел несколько ярких примеров нарушений антикоррупционного законодательства.
Так, разоблачена организованная преступная группировка в составе шести лиц, занимавшаяся сбытом наркотиков. Действовали они под прикрытием начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Утверждается, что такие случаи далеко не единичны.
Направлено в суд дело против ликвидатора банка, получившего 210 тыс. грн. за списание кредиторской задолженности клиентам банка.
Не удалось уйти от ответственности и адвокатам, просившим деньги для дачи взятки судьям. Общая сумма взяток составила 64 тыс. грн.
Несколько примеров привел и заместитель начальника отдела управления СБУ в Донецкой области Роман Триголова.
Скажем, секретарь совета выписывал фиктивные справки о том, что проходит сессия или состоится заседание комитета. Пользуясь документами, не имеющими ничего общего с реальностью, депутаты ездили на отдых или по своим делам, в то время как предприятие, на котором они работали, начисляло им зарплату. Выписывались справки, само собой, за материальное вознаграждение.
Другой случай – супруг главного врача одного из медучреждений области значился на трех работах, в том числе был сотрудником больницы. Проверкой установлено, что человек в этом медицинском учреждении не проработал ни одного часа. В целом же на все работы у него «уходило» около 50 часов в сутки.
Один из ярких примеров коррупции – деятельность в течение года организованной преступной группировки в составе шести человек, занимавшейся сбытом наркотиков. Действовали они под прикрытием начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.
На одном из предприятий работала жена представителя контролирующих органов. Если на другие предприятия он, обнаружив нарушения, налагал штраф, то на близком к его семье – странным образом не находил ни единого нарушения. Лицо привлечено к ответственности, поскольку не сообщило о конфликте интересов.
Особенности заполнения
Много времени на семинаре было уделено новым особенностям заполнения декларации. Поскольку детальных инструкций по заполнению пока что не существует, отдельные моменты остаются спорными.
По словам замначальника управления налогообложения физических лиц Государственной налоговой службы Украины в Донецкой области Светланы Волкогон, нередки случаи, когда чиновники подают старую форму декларации по коррупции или новую, но не полностью заполненную.
Если раньше декларация о доходах умещалась на одном развороте, то теперь она состоит из десяти страниц.
Некоторые вопросы, имеющие прямое отношение к борьбе с коррупцией, также нуждаются в законодательном регулировании. Кроме прочих, это упорядочение административных процедур, предоставление административных и других публичных услуг, привлечение к ответственности юридических лиц за совершение уполномоченными ими лицами коррупционных правонарушений, усовершенствование института конфискации, привлечение к ответственности за совершение коррупционных правонарушений лиц, которые пользуются неприкосновенностью.
(Более подробно о том, как исполняется в регионе антикоррупционное законодательство, читайте в газете «Жизнь» на следующей неделе).
Иван БУХТИЯРОВ