Информация о запрете, наложенном на показ в Украине российского фильма «Август. Восьмого», появившаяся в местных СМИ, наделала много шума. Теперь гражданам интересен не только фильм, но и само явление запрета. А оно весьма показательно.
Грузинско-российский конфликт 2008 года – тема, безусловно, острая. И если боль от воспоминаний о «чеченских» кампаниях уже успела притупиться, то события четырехлетней давности еще слишком свежи в памяти граждан стран, принимавших в них участие.
Тот факт, что «Август. Восьмого» запрещен в Грузии, вполне понятен и удивления не вызывает, а вот какое отношение к этому имеет Украина, не совсем ясно.
Из сообщений некоторых журналистов следует, что фильм не был допущен к прокату в связи с обращениями представителей грузинской диаспоры и одной небезызвестной общественной организации. Дескать, кино разжигает межнациональную вражду и ненависть к братскому грузинскому народу, а значит, его публичная демонстрация на территории Украины недопустима.
В то же время режиссер картины Джаник Файзиев успел выступить с заявлением: «Все происходящее не относится к фильму. Это политические игры. «Август. Восьмого» мы снимали с большим уважением к грузинскому народу». Он заявляет, что фильм не способствует разжиганию межнациональной вражды, «это равносильно утверждению, что мы посредством кино пытаемся влиять на стоимость нефти».
И действительно, автор этих строк, сколько ни пытался, не смог разглядеть в картине даже намека на оскорбление в адрес грузинского народа. Война в фильме представлена, скорее, как фон, на котором раскрываются персонажи.
Никто ведь не спешит запрещать шедевры Голливуда вроде «Рэмбо-3» или «Красного скорпиона», где пресловутая межнациональная вражда разжигается по-настоящему, а советские граждане (украинцы в том числе) представлены как убийцы и насильники.
Вызывает удивление и сам факт запрета, когда в стране существует возрастной рейтинг. Кто и почему может разрешать или запрещать половозрелым людям знакомиться с теми или иными художественными произведениями? Когда речь идет об эротике или порнографии, причины запрета понятны, но когда дело касается художественного фильма, то здесь уже попахивает цензурой, с которой украинское государство так активно борется.
Со всеми этими вопросами мы решили обратиться в Министерство культуры Украины. Пресс-секретарь министра Елена Чередниченко в разговоре с корреспондентом «Жизни» сообщила, что на интернет-ресурсе ведомства опубликован официальный комментарий и более подробных разъяснений не последует.
Согласно официальному сообщению, вопрос о разрешении на демонстрацию фильма до сих пор находится на рассмотрении: «Дистрибьюторская компания, которая имеет намерение осуществлять демонстрацию данной ленты, обратилась в Государственное агентство по вопросам кино с просьбой выдать прокатное удостоверение только 28 февраля». В то время как на рассмотрение подобных вопросов по закону отводится 10 рабочих дней, а в случае возникновения несоответствий касательно индексирования фильма срок увеличивается до 25 дней.
Также в сообщении отмечается, что ни Всеукраинское объединение «Свобода», ни тем более грузинская диаспора Украины с просьбами о запрете фильма в Министерство культуры не обращались.
Получается, что много шума из ничего? И все же остается неясным, почему представители «Свободы», комментируя ситуацию для тех или иных СМИ, не уточнили, что их организация отношения к делу не имеет?
В любом случае, на сегодняшний день демонстрация «Август. Восьмого» в Украине запрещена.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ