С приближением выборов политическая активность усиливается едва ли не с каждым днем. Одни партии объединяются, другие – наоборот, уходят в самостоятельное плавание. И те и другие рассчитывают увеличить поддержку избирателей.
Слияния и поглощения
Партия регионов уже много лет не входит в политические блоки, предпочитая сугубо партийный формат. Соответственно все, кто желает присоединиться к самой рейтинговой на сегодня политсиле, вынуждены либо договариваться об индивидуальном вхождении в список, либо смириться с поглощением своей партии.
Вице-премьер-министр Сергей Тигипко избрал второй вариант. Напомним, на последних президентских выборах он занял третье место, но растерял две трети своего рейтинга за время работы в правительстве.
Зато о реформах и построении эффективного государства говорит с не меньшим запалом, нежели ранее.
Выступая на объединительном съезде «Сильной Украины» и ПР, Сергей Леонидович достаточно изящно обыграл название своей партии, которая на тот момент уже фактически не существовала. «Я бы сказал так: сильную Украину легче строить с Партией регионов», – заверил Тигипко, который сразу после получения членского билета был избран заместителем председателя ПР.
По словам первого зампредседателя Партии регионов Владимира Рыбака, они ведут переговоры с лидерами 50 партий.
Оппозиционеры объединяются
Интенсивно работает над объединением и оппозиция. Главная интрига – объединение партий Тимошенко и Яценюка. Судя по всему, идея все же воплотится в реальность, и экс-лидер «Фронта змін» станет первым номером в списке «Батьківщини». Причем ФЗ, если верить спикерам партии, ликвидировать никто не собирается.
Всех политиков, решивших пуститься в свободное плавание, объединяет неудовлетворенность своим местом на политической карте страны. Их амбиции идут значительно дальше целей, которые они сегодня озвучивают.
По словам политтехнолога Тараса Березовца, общий список согласован на 90% и его первая тройка выглядит так: Арсений Яценюк, Александр Турчинов, Сергей Власенко.
Влилась в ряды «Батьківщини» и «Народная самооборона» Юрия Луценко. Также ведутся переговоры с рядом мелких политических сил национально-демократического направления.
Впрочем, объединяться готовы не все. Скажем, лидер «Украинского демократического альянса за реформы» («Удар») Виталий Кличко привел следующие цифры: «Рейтинг «Удара» составляет примерно 7%. Но объединение «Удара» с тем же «Фронтом змін», чей рейтинг – 10%, дает не 17%, а всего 13%. Подобная картина и с «Батьківщиной». То есть, мы математически теряем, и это связано со многими факторами. В частности, с разной идеологической платформой», – заявил чемпион мира по боксу в супертяжелом весе, который может стать единым кандидатом от оппозиции на выборах киевского градоначальника.
Вопрос без ответа
На съезде, не принесшем объединения, но четко его задекларировавшем, председательствовал Александр Турчинов. Партийцы его экстремальные фигуры речи понимали не всегда. Скажем, вот как описывает один яркий эпизод съезда шеф-редактор сайта «Левый берег» Соня Кошкина.
«Дорогие друзья! Однопартийцы! Я хочу спросить вас (театральная пауза. – С.К.): вы готовы к реальному самопожертвованию?»
Публика напряженно замерла.
Александру Валентиновичу реакция пришлась не по духу.
«Подчеркиваю: к реальному самопожертвованию! Не к тому, о котором на митингах говорят, а к утрате места в списке, утрате влияния, утрате округа, на котором можно побеждать, утрате должности? Я спрашиваю вас: вы готовы!?»
«Да!» – тихонько пискнул кто-то.
«Это неубедительный ответ! Давайте так, чтобы содрогнулся режим! – внезапно рявкнул Турчинов, который в обычной жизни разговаривает так тихо, что порой на расстоянии метра не слышно».
«Да!» – истерично завопил зал, включаясь в игру.
Со стороны это походило то ли на сеанс массового гипноза, то ли психоза.
Партия регионов уже много лет предпочитает сугубо партийный формат. Соответственно все, кто желает присоединиться к самой рейтинговой на сегодня политсиле, вынуждены смириться с поглощением своей партии.
Вопрос Тимошенко
Продолжает развиваться ситуация и вокруг Юлии Тимошенко, отбывающей наказание в колонии. Генеральный прокурор Виктор Пшонка разрешил лечение бывшего премьер-министра за пределами Качановской исправительной колонии.
Правда, возникли проблемы с выбором клиники. Представители Тимошенко настаивают: медучреждение должны выбрать немецкие медики, обследовавшие лидера оппозиции. Обсуждается даже лечение в Берлине.
Если бы в Украине действовало прецедентное право, то завтра же на столах начальников колоний лежали бы тысячи заявлений, в которых заключенные просили отпустить их на лечение, ссылаясь на решение генпрокурора. Впрочем, очевидно, что решение по экс-премьеру – единичное и общепринятой практикой не станет.
Почти новые лица
На фоне объединений происходит и обратный процесс. Скажем, Наталья Королевская, еще недавно бывшая одним из наиболее активных и ярких лиц БЮТа, возглавила «Украинскую социал-демократическую партию», которая переименовалась в «Партию Натальи Королевской «Украина – вперед».
О перспективах молодого политика говорить пока сложно, но все необходимые задатки и амбиции для успешной политической карьеры у нее имеются. Королевская была успешным предпринимателем, умеет говорить с избирателями, прошла школу «Батьківщини», а значит, прекрасно знает, как устроены крупные партии и может сделать из этого соответствующие выводы. Кроме того, она – выходец из Восточной Украины, а поэтому может быть воспринята здешним электоратом.
Возвращается в украинскую политическую жизнь и экс-глава Администрации президента Кучмы Виктор Медведчук. Несмотря на то, что все его шаги явно вписаны в контекст предвыборной кампании, он как экс-лидер СДПУ (о) декларирует своей целью создание общественного движения. Позиция политика по ключевым вопросам повестки дня секретом не является (основные пункты – евроскептицизм и пророссийская настроенность), соответственно, его ниша вполне понятна. В отличие от того, как далеко простираются его амбиции. Но если окажется, что его активность нацелена на следующие президентские выборы, то едва ли стоит этому удивляться.
Иван БУХТИЯРОВ