Каждая президентская избирательная компания в Украине имела свою топ-тему, определяющую риторику участвовавших в ней кандидатов. В 1994-м году это было «восстановление связей», в 1999-м «недопущение реванша», в 2004-м «европейский выбор», в 2010-м «выход из кризиса». Нынешние выборы проходят под лозунгами «борьбы с российской агрессией», поднятыми командой действующего президента.
«Да все губернии плюют на твою музыку!»
Традиционно, дальше лозунгов дело не пошло: реальной борьбы никто так и не увидел, она заменяется «потужними» спичами с трибун, под бой литавр и рукоплескание массовки. Но ведь и основной целью было не «отражение агрессии», а компостирование мозгов избирателям - и эта цель достигнута! Банковая контролирует созданную ею главную политическую тему выборов, она манипулирует сознанием значительной части электората, и она может не только объявлять своих оппонентов «ами Украины», но и таскать их в СБУ и прокуратуру.
Украинцы, конечно, очень упрямый народ. Очень многие из них на эти «патриотические» речи просто не повелись. Другие рассердились, что за этими речами нет конкретных дел. Третьи считают, что нынешняя власть приносит стране больше вреда, чем российская оккупация Крыма. Есть четвертые, пятые, шестые – в общем, разных мнений много.
Причем, если мы рассмотрим предвыборный рейтинг потенциальных (пока не официальных) кандидатов, то в числе лидеров найдем несколько открытых сторонников мира с Россией (Бойко, Рабинович, Мураев, Добкин), выступающего за мир во всем мире Зеленского и уклоняющегося от этой темы Вакарчука. Позиция вырвавшейся впереди всех Тимошенко и входящего в первую пятерку Гриценко по этой теме довольно «мутная»: они вроде бы идут в кильватере пропаганды Порошенко, поддерживая его лозунги о «борьбе с агрессором», критикуют его за очковтирательство и бездействие, но в то же время тоже говорят о мирном варианте и не сыплют обещаниями отвоевать Донбасс и Крым. А вот радикалы, выступающие за скорейшее силовое решение, находятся в конце избирательного списка.
Это говорит о том, что сторонники «партии боевых действий» в Украине находятся в абсолютном меньшинстве. И в основном вокруг лозунга «борьбы с агрессором» сейчас толкаются сторонники «партий войны языком», выясняя, кто из кандидатов больший патриот Украины и меньший коррупционер.
Им оппонирует лагерь «партий мира», чьи кандидаты предлагают, как минимум, отложить «борьбу с агрессором» до лучших времен – а пока заняться спасением страны от хаоса и разрухи. И даже они, пусть и не прямо, а намеками, дают понять, что нельзя будет установить мир в Украине, не заключив его с Россией. Ну, или хотя бы просто перестать каждый день грозить ей кулаком. Те же из кандидатов, кто не скрывает своей пророссийскости, открыто заявляют о необходимости диалога с Москвой. Мол, Крым Крымом, а отношения восстанавливать нужно!
Еще раз повторим: хотя Банковая и не лидирует в этом всеукраинском политическом споре, но именно она его затеяла, она выбрала для него тему и основные тезисы. И это пока что дает Петру Порошенко кое-какие козыри. Одним из них является «тест на пророссийскость» – и тех украинских политиков, кого только заподозрили в намерении «капитулировать перед Москвой», начинают подвергать остракизму.
И всё же это только слова. Все эти предвыборные обещания, заявления, упреки и обвинения через несколько месяцев забудутся. Новая власть - а подавляющее большинство украинцев надеется, что она обновится – начнет свою рутинную работу. Будет не только «пилить» и «сажать на потоки» своих людей, но и осуществлять внешнюю политику Украину. Только тогда станет понятно, кто из нынешних кандидатов действительно является «пророссийским», и в каком именно степени.
И всё же, некоторые прогнозы можно сделать уже сегодня, в том числе относительно нынешнего абсолютного лидера избирательного рейтинга Юлии Тимошенко. Она наиболее противоречивый кандидат: формально её избирательная компания строится на копировании порошенковской «борьбы с российской агрессией», однако «порохоботы» утверждают, что она снова сдаст Кремлю интересы Украины (припоминая газовый договор 2009 года), в то же время о её реальных намерениях никто ничего конкретного сказать не может.
В тисках обстоятельств
Чтобы сделать верные прогнозы, нужно учитывать три главных фактора, оказывающих решающее влияние на политику украинской власти в настоящее время. Первый, и очень значимый - это мощное антироссийское и антирусское движение, объединяющее и национал-патриотов с национал-радикалами, и «космополитических» фанатов Запада. Оно появилось не в 2014-м году, а гораздо раньше, оно задавало тон еще во время первого Майдана и определяло вектор второго. И оно может устроить третий, если новый президент Украины вновь попробует развернуть её к России – как Янукович в 2013-м.
Независимо от того, кто создал это движение, кто им управляет и пользует в своих интересах, оно есть. Тысячи «активистов» с горящими глазами, сотни тысяч убежденных русофобов. Демократии они предпочитают власть активного меньшинства, и уже доказывали это. Их сила не в численности, а в действиях: там где другие украинцы лишь тихо возмущаются себе под нос, они блокируют выходы, жгут шины и бросают камни. И они никогда не идут на компромисс со своими противниками.
Так что если новым президентом станет, например, Бойко или Мураев, то он вполне может закончить как Янукович – даже ничего не делая, только потому, что национал-патриоты поставили на них клеймо «кремлевских марионеток». А уже если он начнет подчищать то, что натворили за 5 лет в Украине «реформаторы», и установит с Россией хотя бы нейтрально-соседские отношения, то третий Майдан ему будет обеспечен. Конечно, всегда есть альтернативный вариант, на который в своё время так и не решился Янукович, считавший что «и так рассосется». Но теперь он приведет лишь к новому витку внутреннего конфликта, который охватит уже большую часть Украины.
Второй фактор – это геополитическая ситуация, в которой Украина оказалась полем битвы между Западом и Россией. Собственных интересов в этой битве у Украины нет, как и нет и собственного мнения: любые зачатки здравого смысла тут же затаптываются русофобами и русофилами. Конечно, в 2014 году появилась цель восстановить территориальную целостность, однако это лишь ликвидация последствий того, что творится в стране с начала «нулевых». А вот ради чего всё это затевалось?
И пусть Запад сегодня уже не столь един, и его самого сотрясают собственные проблемы, всё же он взял верх и Украина находится под его контролем - и политическим, и экономическим. Запад легализует в Украине свержение старой власти и установление новой, он держит в своих руках экспорт и финансы Украины, держит на крючке украинскую элиту, и в значительной мере контролирует вышеупомянутый первый фактор.
Если новый президент Украины решит отменить «декоммунизацию» и прекратить гонение на УПЦ МП, захочет восстановить права русского языка, загнать радикальный национализм обратно в «схроны» - то он будет иметь дело только первым фактором, с русофобным движением. Может быть, Запад вступится за своих «подопечных», может быт, нет - это спрогнозировать трудно. Но если новый президент начнет разворачивать Украину к России, то он тем самым начнет действовать против интересов Запада – и вот тут уже Запад начнет приводить в действие все рычаги. Пусть сейчас понятие «Запад» ужалось до США и парочки его союзников, их возможности все равно превышают российские.
Третий фактор – это украинская экономика. И хотя экономика государства и социально-экономическое положения населения страны не раз игнорировались украинскими властями, особенно в последние четыре года, в политике и власти представлены интересы частного сектора экономики, украинской олигархии. И почти все лидеры избирательной гонки либо сами олигархи, либо опираются на олигархические кланы.
Запад контролирует большую часть экспорта украинских олигархов и почти 100% их финансов. Даже самые пророссийские из них переводят свои деньги через западные банки, берут там кредиты, торгуют своими акциями и облигациями. Никто из них не захочет попасть под экономические санкции Запада – а потому не станет его злить.
В то же время нельзя недооценивать значение России для украинской экономики. Нынешняя власть с гордостью заявляет, что переориентировала украинскую экономику на Запад, однако на самом деле она лишь в разы сократила товарооборот с РФ. А значит, если этот товарооборот возобновить, то украинский экспорт-импорт вырастет на 15-20 миллиардов долларов – а это и прибыль олигархам, и кое-какие доходы государству.
Это очень мощный стимул для восстановления отношений с Россией, хотя бы на чисто экономическом уровне, и он тоже играет свою важную роль. И что тоже очень важно, при умелом оформлении, украино-российские экономические отношения не так бросаются в глаза, как политические. Если не пытаться вновь вступить в ТС, а просто снять блокаду и тихонько наращивать товарооборот, то это не привлечет внимания ни Запада, ни национал-патриотов. И это, пожалуй, самый реальный вариант «пророссийской» политики будущего президента.
Кто на что горазд?
Теперь подытожим. Сейчас заявления и обещания кандидатов в президенты основываются на главной теме избирательной компании. Одни из них машут кулаками и призывают к «борьбе с агрессором», другие оппонируют им, призывая к миру. В миротворцев рядятся даже те кандидаты, кто хотел бы выехать на голосах пророссийских избирателей - среди которых еще много не определившихся и пока еще не собирающихся принять участие в выборах. Быть слишком пророссийским сегодня чревато, поскольку могут и в СБУ потащить. Банковая разыграла отличную предвыборную тему, позволяющую ей прессовать своих политических противников. А вот прятаться за речами о мире куда безопаснее!
Но дело в том, что за мир (без уступок) выступает и ряд сугубо «проукраинских» кандидатов, считающих нынешнюю «борьбу с агрессором» бессмысленным спектаклем, приносящим лишь вред Украине и украинцам. А между тем среди национал-патриотов уже насаждается мнение, что все выступающие за мир – предатели Украины и агенты Путина. Это искажает имидж многих кандидатов, на которых поспешили навесить ярлык «пророссийских».
Взять, к примеру, Юлию Тимошенко. Её, если можно так сказать, политическое кредо – оседлать самую высокую волну, но при этом всегда иметь запасные варианты. Вот почему её политическую позицию часто называют «скользкой». Прикинув соотношения сторонников «партии мира» и «партии войны», она логично сделала акцент на лозунгах за мир. Но одновременно Тимошенко продолжает разыгрывать и патриотическую тему. В итоге получился такой себе компот, который можно оценивать с разных позиций, и здесь многие видят только то, что хотели бы увидеть.
Что будет после выборов? Болтовня и охмурение избирателей закончатся, и политикой нового президента начнут управлять три описанных нами фактора. Самым худшим вариантом развития событий можно предположить продолжение нынешней политики Банковой, то есть еще пять лет имитации «борьбы с агрессором», под шумок которой «допилят» последние ресурсы Украины. Из всех кандидатов, имеющих шанс хотя бы войти в первую десятку, на это способны четверо: сам Петр Алексеевич (а вдруг!), его главный конкурент Юлия Владимировна, а также Гриценко и Садовой.
Но вероятность этого небольшая. Продолжать политику «папередников» имеет смысл для поддержания «стабильности», но нынешняя политика центральной власти как раз деструктивна, во всех отношениях. Поэтому второй, негласной темой этих выборов, является смена нынешней политики власти - и это поддерживают подавляющее большинство украинцев. Вопрос только, в какую сторону!
Если говорить о пока еще нейтральном Зеленском, которого некоторые ошибочно путают с его киноперсонажем Голобородько, то на посту президента он будет делать то, что надиктует ему Игорь Коломойский. И будет ли он тогда нейтральным, уже неизвестно. Не стоит забывать, что вся «команда Коломойского» - это русскоязычные русофобы и «жыдобандеровцы».
Условно пророссийские Бойко, Рабинович, Добкин и Мураев, из которых Рабиновича можно назвать скорее «произраильским», выглядят обреченными уже сейчас. Их шансы на победу невелики, а если чудо и случиться, то они будут находиться под пристальным вниманием национал-патриотов и американского посольства. Малейший повод – и в Киеве снова начнут строить баррикады и свергать «антиукраинскую власть». Поэтому на какие-то действительно пророссийские шаги будущего президента рассчитывать не стоит.
Тут возможны два варианта. Первый, наиболее вероятный, это «тихое замирение». Без торжественных рукопожатий с Путиным, без отказа от Крыма и признания автономии Донбасса. Просто снимут блокаду, снова пустят поезда, реализуют Минские соглашения, начнут снова покупать газ у Газпрома и экспортировать в Россию товары. Это вполне устроит и олигархов, и многих пророссийских избирателей. Этим вся их «пророссийская» деятельность и ограничится. Добавим, что это может сделать и формально не пророссийский президент, та же Юлия Тимошенко.
Второй вариант маловероятен и, как мы заметили выше, грозит Украине масштабной гражданской войной. Тем не менее, пример того, что национал-патриотов и радикалов можно «построить», подала нынешняя власть, угомонившая самых буйных из них. Что если новый президент продолжит это в более широких масштабах, и сначала ликвидирует частные «армии», дикие «батальоны» и радикальные гоп-движения, а затем будет жестко реагировать и на выступления остальной правой оппозиции? И можно ли будет эти действия власти расценивать это как «антиукраинские» и «пророссийские»?
А это уже с какой стороны посмотреть! Если этим займется президент Бойко или президент Мураев, то да, на него сразу посыплются обвинения в «расправе над украинскими патриотами по приказу Кремля», и это может спровоцировать целое восстание. Но ведь в ликвидации этого фактора заинтересованы не только пророссийские кандидаты…
from-ua.com