Участники донецкой экспедиции в Гималаи «Эверест-2012» в минувшую пятницу дали эксклюзивное интервью газете «Жизнь», первое после своего возвращения. В разговоре с журналистами нашего издания альпинисты рассказали о своем восхождении на самую высокую точку земного шара.
Экспедиция донецких альпинистов, с каждым этапом которой газета «Жизнь» подробно знакомила наших читателей, завершилась успешно 19 мая. Группа состояла всего из трех человек, среди них – руководитель экспедиции, директор экипировочного центра «Вертикаль» Сергей Ковалев, участник экспедиции Олег Палий и горняк шахты «Белозерская» Виталий Кутний. Руководителем проекта является Анатолий Вовченко.
Благодаря слаженной командной работе, Виталий Кутний стал, возможно, первым человеком в мире, поднявшимся с километровой глубины на высоту 8848 метров, а значит, покорившим высоту почти в 10 тысяч метров.
Сверхзадачи экспедиции
Расскажите о впечатлениях: чего ожидали, и какие ощущения были, когда спустились?
Сергей Ковалев: Наша цель состояла в том, чтобы на вершину поднялся, прежде всего, Виталий Кутний, проходчик шахты «Белозерская». И мы уезжали немножко отягощенные важностью задачи, но возвращались, конечно, уже окрыленные, с удовлетворением от хорошо и правильно исполненного дела.
Мы так выстраивали нашу тактику, чтобы с наибольшей вероятностью добиться результата. В нашем случае это было – выдвинуть на острие атаки одного человека и создать максимальную вероятность успеха. И если бы он не взошел, мы могли бы попытаться взойти второй группой.
Анатолий Вовченко: У участников нашей экспедиции несколько целей – пропаганда альпинизма, пропаганда Донбасса, пропаганда шахтерского труда. Этот уголь поднял на Эверест человек, который сам же его и добывает, он работает проходчиком. Аналога нашей экспедиции на территории постсоветского пространства нет, так что нам все по силам.
Наша встреча проходит в день открытия Евро. А на Эверест Виталий занес еще и футбольный мяч, который ему дали ребята из дворовой команды. Мы надеемся, что этот мяч послужит символическим залогом победы Украины на Евро-2012.
Сергей Ковалев: Наша экспедиция – это еще и возможность сломать стереотипы, в том числе в сознании детей, живущих в маленьких шахтерских городках. Поверьте мне, я вырос в городе Кировское, я прекрасно знаю, что представляет из себя атмосфера маленького шахтерского города. И очень здорово, когда обычный человек может вырваться за рамки обыденности, за рамки реальности, возможно, это в кого-то вселит надежду. Но сейчас мы можем только предполагать, какие изменения в людях произойдут.
Удается ли вам популяризировать альпинизм в Донецкой области?
Сергей Ковалев: За пять лет реализации программы «Уголь Донбасса на вершины мира» альпинизм стал намного понятнее, намного доступнее. И то, что мы сделали за эти пять лет, помогло пропаганде такого образа жизни. У нас уже имеется колоссальный приток людей, но мы ожидаем, что изменится формат развития альпинизма. Думаю, он станет вторым в регионе после футбола.
Но ведь это дорогой вид спорта…
Сергей Ковалев: Это не совсем правильно. Хорошая теннисная ракетка стоит примерно столько же, сколько альпинистские ботинки. И если ездить не на Эверест, и не в Гималаи, а на Кавказ, в Крым или Карпаты, то это уже достаточно бюджетный, я бы даже сказал, студенческий вид спорта, каким он был во все времена.
Задача не из легких
С какими сложностями вам пришлось столкнуться?
Олег Палий: В прошлый раз мы восходили со стороны Непала, там маршрут более крутой, более опасный. Со стороны Тибета – легче в техническом плане, но в чем-то сложнее. Скажем, у нас месяц не было погоды. Сидя в Донецке, тяжело представить, что весь месяц со скоростью сто километров в час и больше дует ветер. Когда меня со снаряжением, с рюкзаком на леднике порывом ветра сдуло и тянуло… Со мной еще такого никогда не случалось. По прогнозу было три дня хорошей погоды, и мы решили, что должны успеть.
«За пять лет реализации программы «Уголь Донбасса на вершины мира» альпинизм стал намного понятнее, намного доступнее. Наша экспедиция – это еще и возможность сломать стереотипы, в том числе в сознании детей, живущих в маленьких шахтерских городках».
Были сложности и в финансировании. Мы запланировали три кислородных баллона на человека. В результате часть экспедиций, которые восходили с нами, отказались вообще от штурма, а остальные шли с расчетом пять баллонов на человека. У нас было десять на всех, в итоге мы Виталию отдали пять баллонов из девяти. Мы без кислорода поднимались на высоту почти восемь километров, чтобы разложить эти баллоны, которые Виталий потом собирал и дышал.
Когда без кислорода идешь на такой высоте, на каждый шаг делаешь пять-шесть вдохов. Скорость движения – 500 метров за восемь часов.
Сергей Ковалев: Наверху одна экспедиция из Арабских Эмиратов хотела развернуть флаг, размером пять на двадцать метров. Они сделали самый большой в мире флаг, на котором на нескольких языках было написано: «Ислам – религия мира». Они не смогли его развернуть.
Виталий Кутний: Флагштоки у них разбросало в разные стороны, флаг трепало, и их вместе с флагом…
Сергей Ковалев: В базовом лагере у нас был священник Федор Конюхов, стоял православный крест, стояли буддистские ступы с флажками плюс исламский флаг, так что люди сначала крестились, потом крутили буддистские молитвенные барабаны, не знаю как там с исламом. На Эвересте – как при бомбежке, ругаться ни с одним богом не надо, все работает (смеется).
Восхождение на «десятитысячник»
Как вас встретили на родной шахте?
Виталий Кутний: Нормально встретили. Многие следили за нашим восхождением, за нашими приключениями. Когда я иду по Белозерскому, это маленький шахтерский городок, меня многие знают. И большинство людей, особенно старшего поколения, говорят: молодец, спасибо, мы тобой восхищаемся. Многие рады за меня, что я поднялся, прославил город.
Анатолий Вовченко: Виталий приехал, и уже через три дня пошел на работу. Представьте себе, с высоты 8848 метров опять на километровую глубину. Такого человека в мире нет. Виталий Кутний – единственный в мире человек, который работает в таком диапазоне высот.
Вас на улицах узнают, просят автографы?
Сергей Ковалев: На самом деле нет, мы ведь не футболисты. Хотя мне совсем недавно в магазине выставили бутылку шампанского, респект такой (смеется). В родном городе Харцызске часто узнают, в Донецке – реже. Нормальные люди живут своей жизнью, не всматриваются в лица «звезд».
Сколько времени вы провели на вершине?
Виталий Кутний: Я поднялся в шесть утра, только светать начинало, ветер немножко поднялся. А спускаться начали в 6.40. Минут 30-40 я находился на вершине. Как говорят в альпинизме, вершина не каждого пускает, то есть не каждому дано взойти. Спасибо команде, благодаря ей я поднялся, у меня получилось.
Вы говорили, что ваша мечта – покорить семь вершин, это действительно так?
Виталий Кутний: Да, это так, причем осталось три. Самая далекая и дорогая (Винсон) покорена. Самая сложная и самая высокая (Эверест) — тоже. Остались Аконкагуа в Южной Америке, Мак-Кинли – в Северной Америке и Косцюшко – в Австралии.
Какие-то перспективы есть?
Сергей Ковалев: Спонсорам останавливаться на полпути как-то неинтересно, на Виталия уже потрачено столько денег, сколько там уже осталось (смеется)…