В минувший понедельник, 30 июля, прошло первое заседание Ворошиловского районного суда по делу об убийстве пятерых сотрудников VIP – отделения «Приватбанка». Продлившись менее десяти минут, заседание было закрыто ввиду неявки адвокатов обвиняемых. Следующее - состоится только 20 августа.
Из трех адвокатов, не посчитавших нужным прибыть в суд, только один представил судье заявление с просьбой перенести рассмотрение дела в связи с тем, что на данный момент он в отпуске. Двое других не стали утруждать себя какими-либо объяснениями.
Естественно, разбирательства по делу о столь тяжком преступлении не могут проводиться при отсутствии защитников обвиняемых, поэтому прокуратура обратилась к судье Станиславу Кутье с просьбой перенести заседание.
Расстрел пятерых ни в чем неповинных людей – дело нешуточное, а для Донецка и вовсе неслыханное, потому желание государственных обвинителей рассмотреть дело по всем правилам вполне логично. Если суд подтвердит виновность подсудимых при отсутствии адвокатов, едва ли общественность посчитает это решение справедливым.
А вот действия адвокатов, проигнорировавших заседание суда без объяснения причин, вызывают изумление. По мнению юристов, подобное просто недопустимо. Только судья может решать, уважительна ли причина неявки защитника, но если причины нет вовсе, то это можно расценивать, как неуважение к суду.
Кроме того, есть еще и морально-этическая сторона вопроса. Преступление совершено 29 декабря 2011 года. За минувшие семь месяцев накал страстей со стороны родственников погибших и обвиняемых почти достиг точки кипения. За время заседания к зданию суда приходилось дважды вызывать машину «скорой помощи», так как люди не выдерживали морального напряжения. Учитывая все эти факторы, адвокаты должны были проявить сознательность.
Конечно, перенос заседания на 20 августа вызвал у присутствующих волну негодования. Граждане отказывались покидать зал суда и требовали рассмотрения дела без присутствия адвокатов.
Нужно ли говорить о том, что реакция, последовавшая за заявлением судьи о переносе слушания, вполне закономерна. Родные и близкие убитых сотрудников банка хотят, чтобы справедливость восторжествовала как можно быстрее. Они даже составили прошение президенту Украины Виктору Януковичу о том, чтобы в данном конкретном случае снять мораторий с высшей меры наказания – смертной казни. С их точки зрения, неявка адвокатов – это явная попытка затянуть рассмотрение дела.
Можно понять и поведение семей обвиняемых. Они искренне верят в невиновность близких людей и не хотят, чтобы до официального решения суда их называли убийцами и преступниками.
Напомним, что 29 декабря прошлого года двое мужчин совершили вооруженное нападение на VIP – отделение «Приватбанка», расположенное в Ворошиловском районе Донецка, в ходе которого пятеро сотрудников были убиты из огнестрельного оружия. Уже на следующий день правоохранители установили личности подозреваемых, ими оказались Максим Рудычев и Сергей Ломаков. В ходе следствия (не без помощи подозреваемых) также установлены граждане, занимавшиеся изготовлением и продажей огнестрельного оружия, ставшего орудием преступлений.
Тогда начальник ГУМВД Украины в Донецкой области Виктор Дубовик сообщил журналистам, что найденные доказательства полностью подтверждают вину подозреваемых лиц. Однако мать и сестра Максима Рудычева не единожды заявляли, что милиционеры буквально выбили из задержанных признательные показания. Правоохранители эту информацию опровергают. О том, как же все обстоит на самом деле, мы сможем узнать только в конце августа, когда судебное разбирательство наконец возобновится.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ