Пока Центральная избирательная комиссия ожидает последних протоколов, которые позволят объявить результаты выборов, в политических кругах обсуждают тенденции нынешней кампании. Главные же среди них – убедительная победа власти и высокий результат националистов.
Оценки внешних наблюдателей
Иностранные политики в большинстве своем оценивают выборы благожелательно, хотя некоторые упоминают недостатки избирательной системы или напряженную ситуацию в отдельных округах.
Так, депутат Европейского парламента от Великобритании Николас Гриффин призвал коллег не критиковать украинскую избирательную систему. «Украина – молодая демократия. И когда мне говорят, что здесь имеет место запугивание кандидатов или давление на медиа, которого будто бы нет в Европе, в Великобритании, я говорю: все это присуще британской системе выборов, не являющейся совершенной», – убежден политик.
Глава миссии наблюдения Европейского парламента Павел Коваль считает необходимым поощрить Украину перспективой интеграции в Евросоюз. «Конечно же, нам нужен новый импульс к подписанию и ратификации договора об ассоциации», – заявил парламентарий и подчеркнул, что в Украине – «нормальная европейская демократия». МИД России оценил прошедшие в Украине выборы как соответствующие международным стандартам. «В России с интересом следили за ходом выборов и искренне надеются, что по результатам состоявшегося волеизъявления развитие тесного взаимодействия между Украиной и Россией получит дополнительный импульс», – говорится в его заявлении.
Город побеждает
По подсчетам «Жизни», в новом созыве ВР Партия регионов сформирует фракцию, состоящую из 189 человек, «Батьківщина» – из 104, «УДАР» – из 40, «Свобода» – из 38, КПУ получит 32 мандата. Кроме того, в парламент прошли 40 самовыдвиженцев и 7 представителей мелких партий.
На выборы в 2012 году пришли на 2,4 млн. избирателей меньше, чем в 2007 году. Если сравнить количество проголосовавших за партии сегодня и пять лет назад, то окажется, что Партию регионов поддержало на 1,9 млн. меньше, «Батьківщину» – более чем на два миллиона, «Нашу Украину» – более чем на три миллиона. А вот радикальные политсилы поддержку нарастили.
«На этих выборах столкнулись, пожалуй, впервые в такой рельефной и очевидной форме две разноориентированные ментальности – урбанистический индустриальный тренд и тренд сельско-мелкобуржуазный».
При этом впервые в украинской истории на выборах победила партия власти. Причины победы ПР глубже других проанализировал политолог Дмитрий Выдрин: «На этих выборах столкнулись две разноориентированные ментальности – урбанистический индустриальный тренд и тренд сельско-мелкобуржуазный. В Украине есть две партии, которые, в принципе, урбанистичны. Это пока только регионалы и коммунисты».
Среди особенностей тренда эксперт выделяет городской технологизм. «Большой индустриальный город — скопище не только людей, но еще и сложнейших технологических цепочек. Соответственно, регионалы и, в известной степени, коммунисты, вмонтированные в технологизм, попытались непроизвольно и подсознательно технологизировать политическую работу, превратив ее из «сельского возделывания» в «индустриальный конвейер». Перечисленные особенности дали регионалам неожиданную политическую фору. В современном мире город неизбежно побеждает село (хотя, может, когда-то будет наоборот)», – допускает он.
Националистический тренд
Результат «Свободы» не смогла предсказать ни одна социологическая служба. Многие эксперты считали, что националисты приблизятся к проходному барьеру, однако десятипроцентную поддержку не предрекал никто. А вот «УДАРу», напротив, сулили борьбу за второе место, а партия едва не уступила коммунистам третье. Соответственно, к социологическим замерам нужно относиться с большой осторожностью.
До недавних пор все походы «Свободы» во власть ограничивались депутатством Олега Тягнибока в 2002-2006 гг. Тогда он избрался по округу Львовской области от блока «Наша Украина». В 2004-м Тягнибок возглавил Социал-национальную партию Украины, тогда же получившую новое название. Несколькими месяцами позже его выгоняют из фракции, возглавляемой Виктором Ющенко за скандальное выступление.
«Движение, ранее известное под названием с нацистским привкусом «Социал-националистическая партия», опровергает негативное отношение к евреям, хотя Олег Тягнибок был изгнан из парламентской фракции после того, как назвал правительство «мафией россиян и евреев», – пишет агентство «Reuters».
«К сожалению, я неоднократно читал их заявления и выступления, поэтому мне не нужны доказательства, что они антисемиты», – говорит председатель иудейских общин Донбасса Пинхас Вышедски в интервью «Euronews».
Вилфрид Ильге из Лейпцигского университета в комментарии «Deutsche Welle» описал «Свободу» как антиевропейскую, антилиберальную партию с пронацистскими тенденциями. «Прозападным политическим силам лучше держаться подальше от подобных ей», – считает эксперт.
Европейские ультраправые
В Европе националисты, если и заседают в парламентах своих стран, то с минимальным представительством. Скажем, от одной из самых известных на континенте националистических партий – «Народного фронта» – во французский парламент смогли избраться всего двое кандидатов. В Греции националистическая «Хриси Авги» недавно набрала 6,93% и получила 18 мандатов. Более весомое представительство имеет разве только «Движение за лучшую Венгрию» (более известное как «Йоббик») – 47 голосов из 386.
Иван БУХТИЯРОВ