Украинцев решили дожать: еда подорожала на 50%, а свет – на 177% – и это далеко не все
За последние три года цены на продукты и услуги в Украине выросли на 44,2%, что повлияло на покупательную способность граждан. Больше всего подорожали продукты питания, транспорт и услуги, и этот тренд, по прогнозам, будет сохраняться из-за высокой стоимости энергоносителей и растущих затрат бизнеса.
Об этом рассказали эксперты Олег Пендзин и Дмитрий Боярчук в комментарии СМИ. Среди продуктов питания больше всего подорожали яйца, фрукты и молочные продукты.
К примеру, десяток яиц сейчас стоит около 80 гривен, упаковка кисломолочного сыра – 85 гривен, а масло – 100-120 гривен за пачку. Согласно данным Государственной службы статистики, цены на продукты и безалкогольные напитки выросли на 50,8%, в то время как фрукты подорожали на рекордные 109,8%.
Экономист Олег Пендзин указывает, что ситуация с неурожаем в этом году стала главным фактором подорожания. "Мы собрали на 30% меньше картофеля, уменьшили урожай зерновых на 10 миллионов тонн. Это напрямую повлияло на цены, ведь 70% стоимости яйца – это комбикорм, основным компонентом которого является кукуруза", – объясняет эксперт.
Энергетический кризис, вызванный повреждением инфраструктуры, также оказал существенное влияние на стоимость товаров и услуг. По словам Дмитрия Боярчука, использование генераторов для обеспечения электроснабжения обходится бизнесу в десятки раз дороже, чем обычная электроэнергия. "Эти расходы предприниматели вынуждены закладывать в стоимость продукции, что автоматически повышает цены для потребителей", – добавляет он.
Общий индекс инфляции за последний год составил 10%. Больше всего выросли цены на транспорт (57,1%), связь (20,8%) и образование (38,4%). Экономист Дмитрий Боярчук считает, что основной причиной сохранения высокой инфляции является длительный военный конфликт, разрушающий экономику и создающий дополнительные расходы.
Экономическая ситуация в Украине, по мнению экспертов, будет зависеть от двух ключевых факторов: международной финансовой помощи и ситуации с безопасностью. Дмитрий Боярчук отмечает, что текущих вливаний от партнеров хватит только на 2025 год, но долгосрочные перспективы остаются неопределенными. "Без стабильного финансирования и завершения боевых действий сложно ожидать восстановления экономики", – отмечает он.