Урожайная осень русского рока
Не иначе, как сговорились! Пожалуй, только так можно объяснить практически одновременный выпуск новых альбомов «отцами» русского рока. Хотя сами «отцы» - «ДДТ», «Аквариум», «Пикник», «АукцЫон», «Алиса», «Браво» и Федор Чистяков - называют причиной такой сплоченности кое-что другое.
Лидеры легендарных рок-групп, застолбившие свое место в истории еще в переломные 1980-е, в один голос утверждают, что их новые альбомы, представленные в сентябре-октябре 2011 года, являются ответом на происходящее вокруг. И если большинство из них позволяло себе молчать последние несколько лет, то вот именно «теперь нет больше сил терпеть», а «потому и прорвало».
Первые ощутимые результаты 21-го века, серьезные социальные перемены, многочисленные события, явно влияющие на ход истории,– все это и Гребенщиков, и Федоров, и Кинчев, и другие пропускают через свои новые песни, чем не могут не радовать поклонников. Как известно, русских рокеров за это и полюбили – не за попсовые сладкие слова, а за глубокие мысли, которые часто были и актуальным анализом, и сильным советом, и четким диагнозом.
Конечно, все подошли к изданному материалу по-своему. У каждого из них свой взгляд, своя реакция. Кто-то, как, например, неудержимый Шевчук, предлагает самую что ни на есть активную позицию. При этом в новой программе «ДДТ», бескомпромиссно названной «Иначе», декларируется не ярлык «Все на баррикады!», повешенный на Юрия Юлиановича поверхностными критиками, а более простой, но явно адекватный принцип: «Чтобы мир стал лучше, нужно начать с себя». По словам автора, который ради обновленного подхода к творчеству даже полностью заменил (точнее, омолодил) состав «ДДТ», «Иначе» – альбом философский, а не политический. Это своеобразное прощание с двадцатым веком, попытка разобраться со всем его наследством и нежелание брать из него плохое в век новый. И попытка очень мощная – 140 минут музыки и стихов, масштабный концертный видеоряд, анонсированные два года гастролей…
Несколько по-другому представил свое видение БГ. Хотя, естественно, тоже по-своему – с достаточно скрытым подтекстом, как всегда, без прямых ссылок, но неминуемо красиво, грамотно и, попросту говоря, по-гребенщиковски. «Мы так или иначе – зеркало. Мы отражаем то, что вокруг, то, что происходит сейчас. Мы должны сказать то, что мы должны сказать», – «оправдывается» Борис Борисович за новое детище «Аквариума», названное «Архангельском», что в принципе, опять же согласно стилю группы, не имеет никакого отношения к российскому городу. К чему имеет? Ответ можно найти только в песнях: «Ясно, что не до конца безопасно, то нас тащит, то сносит, а в итоге все дается тому, кто просит».
В свою очередь, не менее легендарный «АукцЫон» во главе с Леонидом Федоровым предлагает свой сценарий реакции на происходящее в наши дни. «Жизнь стала тяжелее, поэтому альбом легче – в пику ужесточению условий жизни», – говорит музыкант о релизе «Юла», и вправду отличающемся от предыдущих работ группы легким настроением, воздушностью музыки и слов. Интересно, что даже такой кропотливый труд, как запись песен (а «АукцЫон» далеко не последнее внимание уделяет качеству звука), проходил в режиме «один день – одна песня». Все-таки легко говорить, когда есть о чем, а особенно, если можешь сказать хорошо.
Хорошо сказать, спеть и сыграть получилось у всех остальных – и у верного традициям Кинчева с его воинственной, но светлой «Алисой», и у ностальгирующего по свингующей Москве, уже немолодого Хавтана с тем же не менее заводным коллективом «Браво», и у неожиданно, но оригинально обратившегося к народным песням «Пикника», и у по-прежнему харизматичного и одухотворенного Федора Чистякова.
И вывод тут только один: раз уж столько новых слов и новой музыки, то, значит, есть о чем задуматься и есть чем заняться каждому из нас. И, скорее всего, как раз тем, о чем и поют легенды русского рока – переменами к лучшему.
Александр КОВАЛЕНКО