Отвечая на обвинения в непубличности принятия решения о добыче газа, Грэхем Тайли отметил, что подписание договора о распределении продукции между государством Украина и компанией было только первым юридически необходимым шагом, который «открыл путь к диалогу, основанному на фактах и обмене информацией». Так что вполне можно считать, что пресс-конференция вице-президента «Shell» в Украине стала одной из первых фаз данного диалога.
Ответственность
«Как вице-президент «Shell» в Украине я несу ответственность за безопасное выполнение проектов по разведке и добыче углеводов в Украине, –
сразу расставил точки над «і» Грэхем Тайли. – Прежде всего, я хотел бы отметить, что компания «Shell» обладает большим опытом работы в таких проектах, как Юзовский, по всему миру. И я абсолютно убежден, что мы можем воплотить данный проект в Украине так же ответственно, как в США, Канаде, Китае и других странах. На меньшее компания «Shell» не согласится».
На первом этапе «Shell» проведет сейсмические исследования, по результатам которых и будут определены места первых 15 скважин. Этап разведки облегчит условные «карманы» компании на 200 млн. долларов. Впрочем, оценивать будут не только подземные недра, но и общественные настроения. По словам Тайли, работы не начнутся до того момента, пока компания не проведет оценку экологического и социального влияния проекта.
Инвестиции
Пожалуй, главным плюсом проекта для донетчан, проживающих неподалеку от мест бурения, станут социальные инвестиции в размере 2 млн. долларов в год на этапе разведки. Перечень проектов для инвестирования будет определяться при помощи совещательного комитета, в который смогут войти все заинтересованные стороны.
«Обычно эти средства не поступают в бюджеты областей, – внесла ясность директор по экологии и охране труда компании «Shell» в Украине Татьяна Бобровицкая, – они идут на прямое проектное финансирование конкретных работ, и мы отслеживаем их выполнение».
Еще одной важной деталью является то, что по условиям контракта на первом этапе часть украинских работников будет составлять не менее 60%, на следующих стадиях – 80 процентов и более.
На первом этапе «Shell» проведет сейсмические исследования, по результатам которых и будут определены места первых 15 скважин. Впрочем, оценивать будут не только подземные недра, но и общественные настроения.
Вероятность добычи
Хотя инвестиции будут поступать даже в то время, когда наличие залежей газа не является подтвержденным, в компании, кажется, не сомневаются, что голубое топливо «пойдет».
«Мы проводили исследование данного региона на протяжении последних пяти-шести лет, у нас есть проект в Харьковской области, и на основе этого я могу сказать, что компания «Shell» уверена в наличии здесь промышленных запасов газа. Мы осуществили много таких проектов во многих странах мира. Пока я не вижу здесь ничего такого, что заставило бы нас свернуть проект», – заявил вице-президент компании «Shell» в Украине.
Местные особенности
Газ, залегающий в пределах Юзовского участка, не совсем корректно называть сланцевым. Его отличительной чертой является залегание в песчаниках и большая глубина скважин (от 2,5 до 5 км). Еще одной особенностью края является его густонаселенность. В «Shell» уже пообещали уменьшить размеры площадок и их количество. Таким образом компания действовала, например, в Китае.
Также Грэхем Тайли попытался развеять опасения о том, что необходимость в больших объемах воды ухудшит ситуацию в маловодном и без того Донбассе.
«Объем воды, который мы используем, по сравнению с другими отраслями промышленности, не такой уж большой. В сравнении с электрогенерацией, угольными и атомными электростанциями, при добыче газа используется намного меньше воды. У нас есть основные принципы ведения бизнеса, и один из них гласит, что мы не можем создавать конкуренцию потребителям питьевой воды. Есть несколько вариантов, один из них – использование воды с горизонтов глубокого залегания. Также для нас обычная практика – очищать и повторно использовать используемую нами воду. В рамках одного из наших проектов в Канаде мы построили водоочистную станцию, используемую не только для нужд наших проектов, но и для нужд местных жителей», – рассказал вице-президент «Shell», являющийся также кандидатом геологических наук.
«Shell» хочет публичности
Возможно, наиболее сильный удар по бизнесу «Shell» нанес документальный фильм «Газленд», рассказывающий о последствиях добычи сланцевого газа в США.
«Я признаю, что мы создали информационный вакуум, в результате которого был снят «Газленд». Поэтому я очень заинтересован в общении с населением. Из своего предыдущего опыта я могу сказать, что обеспокоенность исчезает, как только мы рассказываем о наших планах и используемых нами стандартах работы. Я занимался проектом разработки сланцевого газа в Швеции. Мне кажется, к моменту завершения проекта мы познакомились со всеми местными жителями. Мы рассылали им практически ежедневные сообщения о ходе работ», – поделился воспоминаниями представитель компании.
По его мнению, в ближайшее десятилетие Украина может удвоить или утроить добычу газа и стать энергетически независимым государством. Только одна такая перспектива снимает многие из вопросов об экономической целесообразности проекта.
Иван БУХТИЯРОВ