Знаете, я уже несколько лет избегаю посещения украинских интернет-форумов и стараюсь не общаться в тематических группах социальных сетей. Не потому, что мне неинтересны политика и история (наиболее популярные на сегодняшний день темы для обсуждения), и даже не из-за того, что мне нечего сказать. Дело в том, что стоит собеседнику узнать о моей региональной принадлежности, как он тут же заявляет, что житель Донбасса не имеет права выражать мнение о политике, культуре или истории Украины. Причина в том, что, по его мнению, я являюсь не гражданином страны, но частью бандитского анклава, потомком уголовников – переселенцев, и, скорее всего, необразованным алкоголиком. О чем, дескать, с таким разговаривать? Действительно, с таким говорить не о чем. Вот такой региональный шовинизм. И ладно, если бы это был единичный случай, но ведь подобное происходит постоянно.
Необразованность или пропаганда?
Образ дончанина – а начал формироваться в умах населения Украины еще в далеком 2005 году, когда политические предпочтения раскололи страну на два лагеря. Но если тогда речь, скорее, шла о западе и востоке страны, то теперь неприятие с каждым днем становится все более конкретным.
Ежедневно мы с удивлением узнаем о себе много нового. К примеру, совсем недавно в Сети появилась очередная, якобы исторически достоверная версия о происхождении жителей нашего региона. Дескать, пресловутый голод 1933 года выкосил всех настоящих украинцев Донбасса, а на смену им коварная Советская власть прислала орды алкоголиков – уголовников, потомков которых нельзя считать украинцами. Понятно, что любой мало-мальски знакомый с историей края человек не воспримет это всерьез. Но давайте посмотрим правде в глаза: подавляющее большинство пользователей Интернета – дети и подростки, которым при желании можно внушить что угодно. Если так пойдет и дальше, то в будущем мы вполне можем получить целое поколение украинцев, ненавидящих Донбасс. Та еще перспектива.
При участии СМИ
Все это подогревается публикациями в прессе вроде «Миф о том, что Донецкая область кормит всю Украину, развенчан!», авторы которых с явным удовольствием заявляют о том, что в последнее время регион получает из государственного бюджета больше средств, чем в него кладет. Мне вот интересно, с какой целью пишутся эти статьи? Почему именно с такими заголовками? Я уж не говорю о любви журналистов проводить параллели между действующим правительством и населением области посредством слова «донецкие». Ну и, конечно, когда в регионе происходит резонансное преступление, центральным СМИ обязательно нужно подчеркнуть, что дело было в Донецке. О том, что подобное ежедневно происходит по всей стране, журналисты почему-то не пишут. Как результат, народ твердо уверен, что у всех преступников – донецкая прописка.
Образ дончанина-а начал формироваться в умах населения Украины еще в 2005 году, когда политические предпочтения раскололи страну на два лагеря. Тогда речь шла о западе и востоке страны, а сегодня неприятие конкретизировалось.
Стереотипное мышление
Очень часто интернет-аудитория находится во власти стереотипов. А многие завсегдатаи политических форумов, покинув родной донецкий край, далеко не всегда сумели избавиться от синдрома эмигранта, когда люди, перебравшись жить за рубеж, внезапно начинают активно любить новую родину и яростно критиковать старую.
Справедливости ради скажу, что определенная доля вины за все это лежит и на нас самих. Вспомнить хотя бы орду желающих разжиться бесплатным зонтиком. Однако повторюсь: такое возможно не только в Донецкой области.
Украинцам давно пора понять, что взаимные упреки только разобщают народ, а сплачиваться нужно не ради защиты от очередного а, но для создания достойного настоящего и, по возможности, счастливого будущего.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ