Добиться от злостных неплательщиков погашения задолженности коммунальным службам непросто. Даже решение суда для многих не аргумент. Погасить долги помогают лишь крайние меры: опись имущества или запрет на выезд из Украины.
На днях работники государственной исполнительной службы Пролетарского районного управления юстиции в городе Донецке отправились в традиционный рейд описывать имущество за коммунальные долги. В первую очередь навестили тех, у кого задолженность превышала 10 тысяч гривен. До этого государственные исполнители неоднократно направляли должникам вызовы, требования об оплате долга, предупреждения об ответственности за неисполнение решения суда. О своем визите государственные исполнители предупредили заранее.
Правда, описать имущество у должников не удалось. Ни в одну из квартир государственных исполнителей не пустили. Были ли жильцы дома или нет – неизвестно, но двери никто не открыл. А для проникновения в жилище вопреки желанию должника необходимо иметь отдельное решение суда.
По словам заместителя начальника отдела государственной исполнительной службы Пролетарского управления юстиции Елены Боднар, только в их районе на принудительном исполнении находится более 11 тысяч решений судов о взыскании задолженности с физических лиц за потребленные коммунальные услуги.
«По одному из адресов направлялось 3-4 исполнительных листа, неоднократно приходили работники исполнительной службы, предупреждали о сумме долга, но не было никакой реакции. Долг по этому адресу с 2007 года, он составляет более 10 тысяч гривен по теплосети, газу, воде. Должник уклонялся от уплаты долга, от подачи сведений о месте работы»,– отметила она.
По заверениям соседей, неплательщики живут вполне благополучно.
Но больше церемониться с неплательщиками сотрудники исполнительной службы не будут.
«Теперь мы будем готовить пакет документов в суд для дальнейшего принудительного вхождения в жилище этого должника, а также готовить представление на ограничение его выезда из страны. Если суд примет положительное решение в отношении этого должника, то государственный исполнитель зайдет в квартиру без согласия жильцов, тогда он опишет и конфискует имущество», – сказала Елена Боднар.
Исполнители сетуют, что их рейды в последнее время носят лишь морально-устрашительный характер. Арест на имущество, как правило, налагается в случае, если совокупный долг гражданина не менее 10 тысяч гривен. А суды редко выносят решения о принудительном вхождении в квартиры.
«В этом году мы подавали 10 представлений о принудительном вхождении в жилища, но ни одного из них суд не удовлетворил. Почему-то судьи считают, что это нарушает конституционные права граждан», – жалуется Елена Боднар.
Запрет на выезд из Украины – действенный способ в борьбе с должниками, считает представитель теплосети Лилия Торубара.
«В преддверии летних отпусков это становится более актуальным. Нередко, узнав о запрете на выезд из страны, люди приходят и погашают свои долги. Мы стараемся идти навстречу своим потребителям, предлагаем реструктуризировать существующие долги, ведь понимаем, что если сумма долга большая, то сразу рассчитаться не каждый сможет», – резюмировала Лилия Торубара.
Дарья ГОНЧАРОВА