Жизнь человека невозможна без питьевой воды, тогда как от ее качества напрямую зависит здоровье населения. Донецк не имеет собственных питьевых источников, а потому для нашего города она особенно ценна. Директор КП «Донецкгорводоканал», депутат Донецкого городского совета Юрий Перебейнос рассказал «Жизни» о том, как предприятие учит дончан бережно относиться к водному ресурсу.
Национальная комиссия государственного регулирования рынка коммунальных услуг назвала сети КП «Донецкгорводоканал» самыми изношенными в Украине. Донецкий городской голова Александр Лукьянченко охарактеризовал этот вывод дилетантским и отметил, что количество аварийных ситуаций на территории Донецка увеличивается из-за постоянного движения почв. Как обстоят дела на самом деле?
Конечно же, мэр прав, ведь в нашем районе ведутся горные работы. В остальном, все более чем хорошо. Чтоб вы не считали меня голословным, приведу пример.
Каждое утро мне приносят сводку аварийных ситуаций за сутки. 27 января на «Водоканале» произошло 46 аварий. Произведем расчет: 5 тыс. км разделим на 46 аварий. Таким образом получится, что в Донецке произошла одна авария на 108,7 км водопроводных сетей.
Износ сетей есть в любом случае. Но на сегодняшний день это почти 62%, а не 90%, как обозначила комиссия.
Как формируется тариф на воду и почему потребитель не может получить об этом никакой информации? Коммерческая тайна?
Никакой тайны нет. Соответствующую информацию можно найти на сайте Донецкого городского совета. Могу сказать, что дончане платят за воду по тарифу 2008 года, тогда как мы закупаем энергоносители по цене 2013 года. Если взять хотя бы бензин, пять лет назад он стоил примерно 6 грн., а сегодня – 11,85. Только представьте, какие убытки несет предприятие.
Основной составляющей себестоимости каждого кубометра воды, а именно 45%, являются затраты на энергоносители. Также в сумму входят налоги, заработная плата работников КП «Водоканал». Если бы тарифы соответствовали ценам нынешнего года, еще 7% должно было бы оставаться на развитие предприятия. Между тем тарифы покрывают всего 67% затрат предприятия.
Несмотря на это, в 2013 году вы планируете заменить водопроводные сети на 126 улицах города. Могли бы их обозначить?
Мы работаем в контакте с Донецким городским головой и исполнительным комитетом. В текущем году предприятию будет выделена большая сумма денег, на которую мы планируем заменить 24,5 км водопроводных сетей. Такого показателя прежде не было – он растет из года в год в плане километража, но может уменьшаться по количеству улиц, на которых будут осуществляться работы.
В ближайшее время произведем ремонт на ул. Майской в Буденновском районе. Позже проведем его на ул. Артема, Университетской, 230-й Стрелковой Дивизии, Цусимской, Кирова, Словацкой, Пухова, Аносова и других. Также в текущем году будет полностью закончена реконструкция водопровода по ул. Крупской в Киевском районе, продолжится она на ул. Натуралистов в Кировском районе.
Кроме того, в планах предприятия – капитальный ремонт пожарных гидрантов, оборудования на канализационных и подкачивающих насосных станциях, водопроводных узлах.
Расскажите о законопроекте №2052, запрещающем подачу воды и тепловой энергии без приборов учета.
Это очень хороший законопроект, которого мы давно ждали. На сегодняшний день, по данным службы «Водосбыт», водомеры установлены у
44 % жителей Донецка. Остальные потребители платят за воду по нормам водопотребления и не заинтересованы в экономии. Между тем благодаря водомеру семья из трех человек в год может сэкономить более 180 кубометров воды, а это тысяча гривен.
На данный момент законопроект, разработанный Министерством регионального развития, строительства и ЖКХ, находится на рассмотрении. Если правительство поддержит эту законодательную инициативу, все бюджетные учреждения и другие потребители должны быть оснащены системами коммерческого учета воды не позднее 1 октября 2014 года. Населению нужно будет успеть установить счетчики до 1 октября 2017 года. Тепловые приборы учета должны быть установлены в бюджетных учреждениях до 1 января 2014 года, а у населения – до 1 января 2018 года.
Как быть тем, у кого нет денег на установку водомеров?
Мы нашли компромисс: пишем письма депутатам Донецкого городского совета о том, что на том или ином участке проживает малообеспеченная семья, просим посодействовать ей в установке водомера. Должен сказать, еще ни один депутат не отказал в помощи.
Безусловно, качество питьевой воды напрямую зависит от состояния сетей. Но бывают случаи, когда от нее исходит запах болота. Могут ли дончане быть уверены в том, что поставляемый им продукт не опасен для здоровья?
КП «Водоканал» и я лично несем ответственность за качество поставляемой воды не только перед мэром, но и каждым жителем города. Отвечаю, что в Донецке вода отличного качества. Если же кто-то открывает кран и оттуда течет рыжая или имеющая запах вода, это проблема внутридомовых сетей, а следовательно, и жильцов дома, поскольку «Водоканал» поставляет питьевую воду до срезов зданий.
С такой проблемой к нам обращаются многие, особенно в летнее время. Мы отправляемся на вызовы с выездными лабораториями, которые оборудованы по последнему слову техники и могут моментально произвести анализ воды. Позже выясняется, что в квартире просто-напросто установлен фильтр, прокладку которого никто не менял, тогда как ее замену следует производить каждые 2-3 месяца. Фильтры несут не только хорошее – убирают микрочастицы нежелательных примесей, но в то же время становятся ами, придавая воде не только запах, но и привкус.
Не первый год Донецк сталкивается с проблемой, когда в летний период времени напор воды в многоквартирных домах значительно уменьшается. По вашим словам, виной тому жители частного сектора, поливающие свои огороды. Но почему в такой ситуации должны страдать те, у кого нет земельного участка? Как вы планируете решать эту острую проблему?
Скажите, а зимой есть подобные жалобы? Их нет! Нужно понимать, что раньше дома Донецка строились хаотично: вблизи поселка находили пустое место, на котором возводили многоэтажки, питающиеся водой от этого поселка. Простите за такое сравнение, но труба – как полиэтиленовый пакет, на котором написана масса, скажем, в 3 кг. Положишь в него 4 кг, и он порвется. Точно так и труба: больше своей пропускной способности она не даст, как бы вы ни старались.
Летом к одной трубе присоединяют 10 шлангов и к 11-му вода уже не доходит. Когда мы приезжаем с рейдом, штрафуем потребителей и отключаем их от подачи воды, следующие 3-4 дня нет ни единой жалобы.
Проблема кроется в несознательности людей: главное, чтобы у меня была вода, а как быть соседям – не моя забота. Поэтому жители частного сектора ставят дополнительные насосы и поливают участки в дневное время суток. Такие действия наказываются штрафом, который может доходить до 8 тыс. грн. На сегодняшний день мы принимаем такое решение.
Конечно, можно было бы сделать второй водовод на многоквартирные дома. Однако для этого нужны огромные денежные средства, поскольку дома стоят на асфальте. Но когда такие работы все-таки проводятся, появляются жалобы относительно разрытий и невозможности пройти по участку улицы на каблуках. Многие почему-то считают, что мы должны прийти под покровом ночи и за считанные минуты произвести всю работу.
Дело в том, что во многих квартирах установлены газовые колонки и от слабого напора они попросту не зажигаются…
У 90% дончан газовые колонки являются ровесниками домов, в которых они проживают. Более того, я уверен, что никто и никогда не чистил их от гари, не проводил ревизию.
Бытует мнение, если в доме есть должники, то и оказание услуг будет осуществляться в меньшем объеме. Оно соответствует действительности?
Хорошее мнение, которое следует взять на вооружение. Не буду открывать всех секретов, но кто нам не платит, тот знакомится с работой так называемых «тараканов» и других устройств.
Мы применяем их более трех лет. Работа устройства заключается в том, что у квартиросъемщика вода есть, но он не может ею пользоваться. Например, принял человек ванну, а вода из нее так и не вытекла, помыл посуду – раковина осталась полной, то же происходит и с туалетом.
Но даже в такой ситуации оплачивают долг не все – некоторые люди протестуют против подобных методов и демонстративно выносят помои на улицу.
Если человек не оплачивает услуги в течение трех месяцев, мы уже можем его отключить. Но так не поступаем. Сначала смотрим, кто там прописан, есть ли у него льготы.
Я хочу, чтобы люди наконец поняли, что платят деньги не мне, а за свое комфортное существование. Специалисты предприятия регулярно смотрят, как платят районы, разбивают их на кварталы и дома. Если дом своевременно оплачивает услуги, там есть колодцы, отремонтированы пожарные гидранты, закрыты канализационные люки. В то же время на должников мы идем полным фронтом: описываем имущество, отбираем квартиры и продаем их на аукционе.
Наталья ЛЕХАН