После череды громких скандалов, связанных как с деятельностью украинской милиции, так и с поступками отдельных ее сотрудников, всем стало очевидно, что формат работы правоохранительных органов Украины давно пора менять и, желательно, в лучшую сторону.
Правда, как это часто бывает в нашей стране, процесс модернизации такого важного для жизни общества государственного института, как органы внутренних дел, сводится к «закручиванию гаек», или, говоря сухим чиновничьим языком, к сокращению полномочий.
Совсем недавно на ознакомление депутатам Верховной Рады Украины был представлен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» (об идентификации работников органов внутренних дел и присутствии специальных подразделений милиции, внутренних войск на мирных собраниях). Целью авторов данной инициативы, если верить пояснительной записке, является приведение украинского законодательства в соответствие с европейскими стандартами правоохранительного регулирования.
По сути дела, авторы законопроекта, представляющие в парламенте ряд оппозиционных политических партий, предлагают внести в работу отечественной милиции всего два ключевых изменения, которые, по их мнению, позволят защитить права граждан в ходе мирных собраний.
С медалькой на груди
Во-первых, изменения предполагают введение специальных нагрудных знаков для рядового и офицерского состава сотрудников МВД, позволяющих без труда идентифицировать того или иного правоохранителя в случае совершения им противоправных действий или если правоохранитель, вопреки букве Закона «О милиции», не желает представляться гражданину по форме и предъявлять служебное удостоверение. Милиционеров, забывших украсить свою форму нагрудным знаком или умудрившихся испортить средство опознавания так, чтобы гражданин лишился возможности узнать, с кем он имеет дело, предлагается карать штрафами в размере от пятидесяти до трехсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Что тут скажешь, в целом инициатива вполне здравая. В первую очередь ее воплощение позволит гражданам (при условии, что нагрудные знаки будет трудно подделать) без лишних телодвижений определять, что в данный момент они общаются с уполномоченным сотрудником МВД, а не с каким-нибудь самозванцем.
При полном параде
Однако не совсем ясно, как это новшество повлияет на общее положение дел. Даже если принять за аксиому тезис «анонимность порождает безнаказанность», непонятно, какой правоохранитель в здравом уме решится совершить противоправные действия, будучи облаченным в форменную одежду. Я сейчас не говорю о таких банальностях, как предложение «решить проблему на месте», звучащее из уст сотрудника ГАИ или ППС, ведь в подобных ситуациях именно нарушитель заинтересован в том, чтобы заплатить штраф «мимо кассы». Изучив обстоятельства тяжких преступлений, совершенных работниками милиции за последние месяцы, становится ясно, что правоохранители в этом плане не сильно отличаются от обычных граждан. Преступления они, как правило, совершают в свободное от работы время, а значит, о милицейской форме с приколотым к ней нагрудным знаком, по которому следствие без труда установит злодея, не может быть и речи.
Уравниваем шансы?
Конечно, введение нагрудных знаков имеет определенный смысл, когда речь идет о сотрудниках милицейских спецподразделений (в конце концов, как же еще идентифицировать сотрудника, лицо которого прикрыто маской, а погоны и нашивки спрятаны под защитным снаряжением), обеспечивающих порядок в ходе проведения всевозможных митингов, если бы не второе нововведение.
Так, авторы предлагают запретить сотрудникам спецподразделения милиции «Беркут» и внутренних войск МВД Украины принимать участие в обеспечении безопасности мирных собраний граждан, аргументируя это тем, что данный вид деятельности не присущ таким подразделениям.
«На данный момент созданные специальные подразделения милиции используются для ограничения и пресечения проведения мирных собраний», – утверждают авторы законопроекта в пояснительной записке.
И вот к этому пункту у здравомыслящего человека просто не могут не возникнуть вопросы.
Принимая во внимание тот факт, что мирные протесты в Украине все чаще перерастают в массовые побоища с использованием камней и арматуры, а также то, что в ходе собеседований желающие работать в «Беркуте» участвуют в спаррингах с действующими спецназовцами, а кандидаты в ППС пишут сочинения на тему «Почему я хочу работать в милиции?» (не шучу), оппозиционные депутаты хотят не столько обеспечить конституционные права участников мирных собраний, как сказано в пояснении, сколько уравнять шансы между сторонами конфликтов. Иначе как объяснить это предложение, принимая во внимания, что во всем мире именно спецподразделения полиции обеспечивают безопасность на митингах? Как-то это не вяжется с озвученной выше целью привести законодательство в соответствие с европейскими нормами.
Маски долой!
Наконец, если спецназовцам и внутренним войскам нельзя обеспечивать безопасность мирных собраний, почему они должны обеспечивать порядок на улицах городов? А если не должны, то кем прикажете их заменить?
Более того, в законопроекте указано, что милиционеры, охраняющие мирные собрания, не должны закрывать лица масками, опять же, для простоты идентификации. Тут следует вспомнить о недавней инициативе МВД по внесению изменений в закон о мирных собраниях граждан. Правоохранители предлагали запретить гражданам посещать всевозможные акции, скрывая лица под масками и шарфами. У общественности и оппозиционеров это предложение вызвало бурю негодования, ведь очевидно же, что человек, забрасывающий спецназовцев камнями, имеет право сохранять инкогнито.
Правоохранительная система Украины несовершенна и нуждается в модернизации, но законотворцам неплохо бы помнить о том, что милиционеры – такие же граждане государства, как и все остальные, а следовательно, о соблюдении их прав забывать не следует. Как не следует повторять ошибок своих зарубежных коллег, сперва разрешивших бить милиционеров, а потом пожинавших плоды собственной неосмотрительности.
Игорь ГОМОЛЬСКИЙ