Нужно сказать, что большинство столичных СМИ, в распоряжении которых оказалась копия документа, отнеслись к решению правительства, да и к самой стратегии, очень лояльно и, я бы даже сказал, с завидным оптимизмом. На текущий момент документ уже опубликован на официальном сайте Государственной службы Украины по контролю за наркотиками и доступен для ознакомления всем желающим.
В ходе ознакомления с этим, уникальным в своем роде, документом (ничего подобного в Украине до сих пор не было) выяснилось, что многие перечисленные в нем мероприятия вполне разумны и своевременны. Более того, в перспективе они действительно могут существенно сократить число наркозависимых украинцев и положить на лопатки крупных поставщиков наркотиков. Однако отдельные пункты вызывают сомнения.
Голландия в Украине?
Первое, на что хотелось бы обратить внимание, – декриминализация отдельных статей Уголовного кодекса, связанных с хранением наркотических веществ без цели сбыта. Мотивируется это тем, что количество уголовных дел, возбужденных по статье 309 УК Украины – «Незаконное производство, приобретение, хранение, перевозка наркотических средств без цели сбыта», в 2012 году, по данным МВД, составило более 50% от общего числа уголовных дел в сфере незаконного оборота наркотиков. Авторы концепции считают, что внимание милиции должно быть сосредоточено на крупных производителях и сбытчиках, а больных людей, покупающих или изготавливающих наркотики для личного употребления, необходимо лечить. Следовательно, лицо, задержанное милицией с менее чем десятью дозами в кармане, отделается административным протоколом.
Авторы концепции считают, что внимание милиции должно быть сосредоточено на крупных производителях и сбытчиках, а больных людей, покупающих или изготавливающих наркотики для личного употребления, необходимо лечить.
Что ж, решение это, мягко говоря, неоднозначное. Да, отдельный раздел стратегии посвящен мерам, посредством которых государство обеспечит наркозависимым качественное и эффективное лечение, но о принудительном лечении в документе нет ни единого слова. Исходя из личного опыта общения с наркозависимыми людьми могу сказать, что многие из них совсем не горят желанием расстаться с этой вредной привычкой, а отдельные индивиды всерьез считают, что пара-тройка сигарет с марихуаной после напряженного рабочего дня не делает их наркоманами. И это не говоря уже о том, что даже согласившиеся на лечение люди частенько поддаются зову наркотиков и без проблем сбегают из лечебных учреждений (насильно никто ведь не держит – двери открыты). Опять же, неясно, что помешает мелким распространителям брать с собой меньше товара, при необходимости выдавая себя за обычных наркоманов?
С больной головы...
Не будем также забывать о социальной опасности некоторых наркозависимых людей. Не секрет, что в погоне за очередной дозой эти люди готовы идти даже на преступления. Правда, тут есть один нюанс. Авторы стратегии предлагают наркозависимым преступникам добровольное лечение как альтернативу тюремному заключению (вероятно, речь будет идти только об имущественных преступлениях).
Аргументы некоторых журналистов типа «наконец-то у нас все будет как в Голландии», «милиционеры больше не смогут вымогать деньги у наркоманов, задержанных с наркотиками в карманах» или «даже тюрьма не ограждает зависимого человека от наркотиков, ведь запрещенные вещества все равно туда попадают» не вызывают ничего, кроме удивления. Во-первых, далеко не все украинцы хотят жить как в Голландии, во-вторых, нужно решать проблему коррупции в МВД, а не бороться с ее последствиями, и в-третьих, наркотики в тюрьмах – пробел пенитенциарной системы. Иными словами, не нужно валить с больной головы на здоровую.
Вместо того чтобы отвлекаться по мелочам, милиционерам предлагают сосредоточиться на рыбке покрупнее, а именно – на крупных распространителях, экспортерах и изготовителях. Кстати, за эти преступления наказание, наоборот, предлагается ужесточить, что нужно было сделать уже давно.
К вопросу об аптеках
Помимо прочего авторы стратегии собираются уделять больше внимания пропаганде здорового образа жизни, работе с детьми и молодежью, социальной рекламе и прочим профилактическим мерам.
Не обошлось также без пункта о работе аптек, имеющих лицензию на реализацию наркотических и психотропных препаратов. Под давлением общественных организаций, отстаивающих права людей, которым ежедневно требуются такие препараты, количество таких аптек было решено увеличить, а требования к ним снизить. Это еще одно неоднозначное решение, над которым следовало бы как следует подумать. Согласно данным, предоставленным общественниками, только 500 из более чем 20 тысяч отечественных аптек имеют право продавать наркотические препараты, а остальные не могут получить лицензии из-за строгих требований к мерам безопасности. Поэтому людям, страдающим онкологическими заболеваниями, приходится ездить за тридевять земель, чтобы приобрести нужные лекарства.
Хотелось бы напомнить, что еще не так давно у запасных выходов некоторых донецких аптек с самого утра дежурили люди с помятыми лицами и горящими глазами, а наркотические препараты продавались, как какие-нибудь жвачки. Уверен, обычные граждане едва ли захотят вернуться в эти «славные времена». Так, может, нужно не снижать требования к мерам безопасности, а попросту следовать им?
Справедливости ради нужно сказать, что, несмотря на ряд сомнительных нововведений, в целом документ учитывает все, вплоть до разработки методик лечения наркозависимых. Надеюсь, что в процессе обкатки авторы внесут в него необходимые изменения.